Горячая линия Горячая линия
+7 (34922) 4-13-12

Время работы с 8-30 до 17-00. Перерыв с 12-30 до 14-00

Горячая линия в выходные и праздничные дни
8 (800) 100 03 12


Защита прав потребителей при оказании услуг перевозки такси

        Управление Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее  – Управление)  информирует   жителей  округа  о  вопросах защиты прав потребителей  при  оказании  услуг  перевозки  такси.

        Деятельность по перевозке  пассажиров и  багажа легковым такси на  территории  Ямало-Ненецкого автономного  округа  осуществляется  при  условии получения юридическим лицом  или индивидуальным предпринимателем разрешения на  осуществление деятельности по  перевозке пассажиров  и  багажа  легковым  такси.

        Данное  разрешение  выдается  на  основании заявления юридического лица  или  индивидуального  предпринимателя.

        Уполномоченным органом исполнительной власти,  выдающим  разрешения юридическим  лицам и  индивидуальным  предпринимателям  на   осуществление перевозок  в  легковом такси  на территории региона,  является  департамент  по взаимодействию  с  федеральными  органами  государственной  власти  и  мировой юстиции  Ямало-Ненецкого  автономного  округа  на  основании Административного регламента  указанного  департамента  по предоставлению государственной услуги  "Выдача и переоформление разрешения, выдача дубликата разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Ямало-Ненецком автономном округе", утв. постановлением  Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа  от  28.03.2013  года  № 208-П.

       Легковое такси, осуществляющее услугу по перевозке, должно отвечать требованиям  «Правил  перевозок  пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112.

       Автомашины, оказывающие данный вид  услуг,  должны  быть  оборудованы  опознавательным  фонарем  оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа. На  кузов легкового такси  наносится  цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.

        В салоне автомобиля, предоставляющего услуги легкового такси, должны находиться правила пользования соответствующим транспортным средством, которые   предоставляются  потребителю  по  его  требованию.

       Разрешение на  право оказания услуг легковым такси, выдаваемое департаментом  по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа, должно находиться  в  салоне  легкового такси  и предъявляться по требованию пассажира.

       При выполнении услуги, пассажиру должен выдаваться кассовый чек  или квитанция в  форме бланка строгой отчетности, подтверждающая оплату пользования  легковым  такси,  на  основании установленных перевозчиком тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с  показаниями  таксометра,  которым  оборудуется  легковое  такси.

      Управление  обращает  внимание  потребителей на информацию,  которая должна  быть  размещена  в  легковом такси:

       В  соответствии с «Правилами  перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 (далее – Правила перевозок  пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом) на  передней  панели  легкового такси справа  от  водителя   должна  быть  размещена  следующая  информация:

а) полное или краткое наименование организации – перевозчика;

б) условия  оплаты  за  пользование  легковым  такси (из расчета расстояния пути  или  времени  пользования);

в) визитная  карточка  водителя с фотографией;

г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

       Законодательством определено, что  по  прибытии легкового такси  к  месту его  подачи  фрахтовщик (хозяйствующий субъект, оказывающий услугу перевозки легковым такси) сообщает фрахтователю (пассажиру) местонахождение, государственный  регистрационный знак,  марку  и  цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.

      Данную информацию целесообразно сохранять для  отстаивания своего нарушенного  права  в  случае  получения услуги перевозки ненадлежащего качества.

      В Управление периодически  поступают  обращения  граждан на неправомерные действия водителей такси.  Так, за период 2017 год – 10 месяцев 2018 года  устно и письменно  обратилось  11 граждан.  Кроме  разъяснения  проблемных ситуаций потребители  в  обращениях  просили  провести в отношении служб  такси  проверки.   Однако, полномочия по контролю за соблюдением  хозяйствующими  субъектами  «Правил  перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»  у  территориальных органов  Роспотребнадзора   отсутствуют.

      Важно! В  2012 году Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации  был дополнен ст. 23.36.1, согласно ч. 1 которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.14.1 КоАП РФ.

      Так, согласно статье 11.14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской  Федерации:

1. Отсутствие  в  салоне  легкового такси информации, предусмотренной  Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, - влечет наложение административного штрафа  на  водителя в размере 1000 рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей;  на  юридических лиц  -  тридцати  тысяч  рублей.

2. Невыдача пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, предусмотренных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным  транспортом  и  городским наземным электрическим транспортом и подтверждающих оплату пользования легковым такси, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

3. Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

       На основании ч. 2 ст. 23.36.1 КоАП РФ рассматривать дела об административных  правонарушениях от имени органов, указанных в ч. 1 данной статьи,  вправе:

1) руководители органов исполнительной власти субъектов  Российской  Федерации, осуществляющих  региональный  государственный  контроль  в  сфере перевозок  пассажиров  и  багажа  легковым  такси, их заместители;

2) руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, их заместители.

       Таким образом, в случае нарушения хозяйствующими субъектами, оказывающими услугигражданам  по перевозке легковым такси,  Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом,граждане могут обратиться  с заявлением в Службу по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ямало-Ненецкого автономного округа по адресу:629008, г. Салехард, ул. Подшибякина,  д. 21, тел. 8 (34922) 3-49-78

       Помимо этого, в случае отсутствия  у водителя легкового  такси  разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, оскорбления им пассажира, граждане вправе обратиться  в  УГИБДД УМВД России по  Ямало-Ненецкому  автономному  округу.

      В  случае  нарушения  водителем  или  хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги  по перевозке легковым такси, норм Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»  граждане  могут  обратиться в Управление  Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округупо адресу:  629008, г. Салехард, ул. Титова, д. 10, тел.8 (34922) 4-13-12.

         Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность в сфере предоставления услуг такси и правоотношения с потребителями услуг такси являются:  Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

       Для сведения!  12 июля 2017 года, вступили в силу новые правила перевозки детей в автомобилях (Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 г. № 761 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации»).  В соответствии с пунктом 22.9  Правил:

- перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка;

- перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности  либо  ремни  безопасности и детская удерживающая система  ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств),  соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

      Важно! Службы легкового такси несут ответственность за своевременность перевозки, здоровье и безопасность пассажиров, и сохранность багажа.

      Если  перевозчик  допустил  нарушение  прав потребителя, пассажир  вправе  потребовать следующие  виды  компенсаций:

1) неустойку (пеню) за нарушения срока оказания услуги на основании  пункта  5 статьи 28 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» за каждый час просрочки в размере 3% стоимости услуги (либо общей цены заказа). При этом максимальный размер неустойки не может превысить общей стоимости услуги.

2) полное возмещение убытков, причиненных  нарушением  срока оказания услуги (на основании пункта 1 статьи 28  Закона  Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

3) компенсацию морального вреда (статья 15 ЗаконаРоссийской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

В целях взыскания с недобросовестного  перевозчика неустойки  либо убытков, компенсации морального вреда  потребитель имеет право обратиться в суд  для защиты нарушенных прав, основываясь на ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

          Дополнительно информируем, что  в Управлении  с 05  ноября по 19 ноября 2018 года  работает  тематическая «горячая  линия»  по вопросам  защиты  прав  потребителей   при  пользовании услугами   такси   и  каршеринга.  

Получить  бесплатные  консультации специалистов  о правах потребителя  в  данном сегменте услуг  и порядке  предоставлении услуги такси и каршеринга в  Управлении  можно   по  телефону: 8 (34922) 4-13-12  в  рабочие дни с 10.00 час. до 17.00 час.,  в  выходные  дни  по  телефону  «горячей линии»:  8 (800) 100 03 12.





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word