Горячая линия Горячая линия
+7 (34922) 4-13-12

Время работы с 8-30 до 17-00. Перерыв с 12-30 до 14-00

Горячая линия в выходные и праздничные дни
8 (800) 100 03 12


Доклад О правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по ЯНАО за 3 квартал 2017 года

1. Общая часть

Доклад по правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление) подготовлен в соответствии с методическими рекомендациями по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора), утвержденными на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольно-надзорной деятельности».

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, положениями паспорта проекта «Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований» приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» Управлением организовано проведение ежеквартальных публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований, входящих в компетенцию Роспотребнадзора.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 № 675, Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Деятельность Управления по осуществлению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению ими обязательных требований в установленной сфере деятельности Роспотребнадзора регламентируется следующими документами:

- Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с внесенными изменениями;

- Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» с внесенными изменениями;

- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с внесенными изменениями;

- Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с внесенными изменениями;

- Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» с внесенными изменениями;

- Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с внесенными изменениями;

- Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с внесенными изменениями;

- Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с внесенными изменениями;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

- «Административным регламентом Роспотребнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг», утв. приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 и др. нормативно-правовыми актами.

Основания и порядок проведения мероприятий по контролю, закреплены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ), который устанавливает:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля);

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

В силу требований ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;

5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;

10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

2. Результаты правоприменительной практики, статистика типовых и массовых нарушений обязательных требований при проверках в 3 квартале 2017 года. Сведения о проведенных в отношении подконтрольных лиц проверках и иных мероприятиях по контролю.

Предметом государственного контроля является организация и проведение проверок соблюдения субъектами санитарного законодательства, а также законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

   План на 2017 год составлен с учетом риск-ориентированного подхода, который включает в себя систему оценки потенциальной опасности объектов, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору и надзору в сфере защиты прав потребителей с учетом критериев риска причинения вреда здоровью человека, и решает следующие задачи:

  • обеспечения условий пропорциональности интенсивности контрольно-надзорной деятельности риску причинения вреда;
  • концентрации усилий надзорных органов на объектах, представляющих наибольшую опасность для здоровья человека;
  • сокращения числа проверок на объектах низкого риска;
  • рационального и наиболее эффективного использования средств, выделенных на осуществление надзора за исполнением государственной функции;
  • улучшения качества среды обитания, условий труда и безопасности потребительской продукции за счет предупреждения нарушений санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей объектами, представляющими наибольший риск для здоровья;
  • стимулирования объектов надзора к соблюдению требований санитарного законодательства через возможность обоснованного снижения периодичности плановых проверок.
  • повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

В 3 квартале в плановом порядке проведены мероприятия по контролю в отношении 54 субъектов, в т.ч. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 944 от 23.11.2009 года запланированы мероприятия по контролю в отношении 31 субъекта (20 образовательных организаций, 11 медицинских организаций). Доля субъектов малого бизнеса в структуре плановых проверок составила 14,8%, это негосударственные медицинские организации, в отношении которых законодательно установлена иная периодичность проверок, а также предприятия торговли и общественного питания, в отношении которых ранее выносились судебные решения об административном приостановлении деятельности.

В структуре проверенных в отчетный период в плановом порядке субъектов 68% составили субъекты высокого и значительного риска. В структуре проверенных в отчетный период в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в плановом порядке субъектов 85 % составили субъекты высокого и значительного риска, из них 70 % это образовательные организации и медицинские организации.

Управлением в 3 квартале проведено 149 внеплановых проверок, что составляет 73% от общего числа проведенных мероприятий.

  Основаниями для проведения внеплановых проверок в 1 квартале 2017 года являлись:

- приказы (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданные в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;

- заявления (обращения) физических и юридических лиц, информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации о нарушении прав потребителей;

- заявления (обращения) физических и юридических лиц, информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- контроль за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки;

По итогам проверок Управлением за 3 квартал 2017 года выявлено 967 правонарушений, выдано 138 предписаний и 102 представления об устранении выявленных нарушений.

Сведения о типовых нарушениях обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению (ДОЛЖНО БЫТЬ!).

Основными нарушениями в сферах деятельности по производству и обороту пищевых продуктов являются:

В организациях торговли:

- отсутствие изолированных и специально оборудованных помещений для подготовки пищевых продуктов к продаже.

ДОЛЖНО БЫТЬ! Согласно п. 5.3. СП 2.3.6.1066-01 «Организации торговли, при наличии в них специализированных отделов, должны иметь изолированные и специально оборудованные помещения для подготовки пищевых продуктов к продаже: разрубочная для мяса, помещения для подготовки гастрономических и молочно-жировых продуктов, рыбы, овощей и др.»;

- отсутствуют термометры для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов, не проводится контроль температурно-влажностного режима хранения продуктов в охлаждаемых камерах, складских помещениях, хранилищах для овощей, фруктов и т.д.

ДОЛЖНО БЫТЬ! Согласно п. 6.2. и п. 6.4. СП 2.3.6.1066-01 «Все холодильные установки в организациях торговли оснащаются термометрами для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов. Охлаждаемые камеры рекомендуется оборудовать термореле и (или) системами автоматического регулирования и регистрации температурно-влажностного режима». «Контроль за температурно-влажностным режимом хранения продуктов в охлаждаемых камерах, складских помещениях, хранилищах для овощей, фруктов и т.д. производится ежедневно с помощью термометров и психрометров, установленных на видном месте, удаленных от дверей и испарителей»;

- нарушаются условия хранения пищевых продуктов.

ДОЛЖНО БЫТЬ! Согласно п. 7.2. СП 2.3.6.1066-01 «Количество принимаемых скоропортящихся, замороженных и особо скоропортящихся пищевых продуктов должно соответствовать объему работающего холодильного оборудования. Хранение и реализация скоропортящихся продуктов, за исключением продукции, требующей более жестких режимов хранения, осуществляется при температуре не выше +6 град. С;

- не сохраняется до конца реализации продукта питания этикетка (ярлык) от тары поставщика.

ДОЛЖНО БЫТЬ! Согласно п. 7.4. СП 2.3.6.1066-01 «Этикетки (ярлыки) на таре поставщика должны сохраняться до окончания сроков годности (хранения) пищевых продуктов»;

- не соблюдаются правила товарного соседства при хранении пищевых продуктов и нормы складирования. В холодильных камерах совместно хранятся готовые к употреблению пищевые продукты (сыр, масло, молоко и сырая рыба, мясо, мясные полуфабрикаты. Часть продуктов питания находится на полу при отсутствии подтоварников.

ДОЛЖНО БЫТЬ! Согласно п. 7.6. п. 7.7. п. 7.8. СП 2.3.6.1066-01 «При хранении пищевых продуктов должны соблюдаться правила товарного соседства, нормы складирования. Продукты, имеющие специфический запах (сельди, специи и т.п.), должны храниться отдельно от продуктов, воспринимающих запахи». «Не допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, хранение испорченных или подозрительных по качеству пищевых продуктов вместе с доброкачественными, а также хранение в складских помещениях для пищевых продуктов тары, тележек, хозяйственных материалов и непищевых товаров». «Все пищевые продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях и т.п. должны храниться на стеллажах, поддонах или подтоварниках, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, и высотой не менее 15 см от пола»;

- нарушаются сроки реализации пищевых продуктов, масса которых не позволяет осуществить их реализацию одномоментно (мясные изделия в вакуумной упаковке, салаты, творог, сметана и т.д. массой более 1 кг).

ДОЛЖНО БЫТЬ! Согласно п. 8.12. СП 2.3.6.1066-01 «Скоропортящиеся пищевые продукты, масса (объем) и потребительская тара которых не позволяют осуществить их реализацию одномоментно (мясные изделия в парогазопроницаемых оболочках, вакуумной упаковке, массой более 1 кг, салаты и готовые охлажденные многокомпонентные блюда в таре от 1 до 3 кг), допускается реализовывать вразвес в отделах. Реализация продуктов из вскрытых потребительских упаковок осуществляется в течение одного рабочего дня, но не более 12 часов с момента вскрытия упаковки при соблюдении условий хранения (температура, влажность)» (СП 2.3.6.1066-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов).

- отказ продавца принять у потребителя некачественный товар и рассмотреть соответствующие его требования; нарушение сроков рассмотрения предъявленных продавцу требований потребителей; не предоставление продавцом гарантийных сроков на товары, установленных изготовителем; ограничение права потребителей на выбор требований при продаже товара ненадлежащего качества, предусмотренных законом; установление условий гарантийного обслуживания, ущемляющих права потребителей; не предоставление продавцом необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, его изготовителе и местонахождении, реализация товаров импортного производства без информации на русском языке; реализация товаров, не соответствующих по качеству предъявляемым требованиям нормативной документации, как продовольственных, так и непродовольственных. Помимо этого, включение в договор условий, ущемляющих права потребителей: установление обязанности клиента самостоятельно доставить товар до сервисного центра; включение условия о невозможности возврата и обмена товара в случае обнаружения в товаре недостатков; снятие ответственности за неисполнение своих обязанностей по договору в случае издания актов органов государственной власти, заниженный размер неустойки, что является нарушением Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55; Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №23001; Гражданского Кодексв РФ, Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612.

В организациях общественного питания:

- не соблюдается поточность технологических процессов.

ДОЛЖНО БЫТЬ! Согласно п. 5.1. СП 2.3.6.1079-01 «Объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала;

- на доготовочных организациях, работающих на полуфабрикатах, проводится работа на сырье. Согласно с п. 5.2. СП 2.3.6.1079-01 «Набор и площади помещений должны соответствовать мощности организаций и обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм»;

- некачественно и несвоевременно проводится уборка производственных помещений.

ДОЛЖНО БЫТЬ! Согласно п. 5.11. СП 2.3.6.1079-01 «Все помещения организаций необходимо содержать в чистоте. Текущая уборка проводится постоянно, своевременно и по мере необходимости. В производственных цехах ежедневно проводится влажная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств. После каждого посетителя обязательна уборка обеденного стола»;

- отсутствует либо не соблюдается маркировка разделочного инвентаря. ДОЛЖНО БЫТЬ! Согласно п. 6.5. СП 2.3.6.1079-01 «В целях предупреждения инфекционных заболеваний разделочный инвентарь закрепляется за каждым цехом и имеет специальную маркировку. Разделочные доски и ножи маркируются в соответствии с обрабатываемым на них продуктом: "СМ" - сырое мясо, "СР" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "МГ" - мясная гастрономия, "Зелень", "КО" - квашеные овощи, "Сельдь", "Х" - хлеб, "РГ" - рыбная гастрономия»;

- нарушается режим обработки столовой посуды.

ДОЛЖНО БЫТЬ! Согласно п. 6.11. СП 2.3.6.1079-01 «Для мытья посуды ручным способом необходимо предусмотреть трехсекционные ванны для столовой посуды, двухсекционные - для стеклянной посуды и столовых приборов»;

- нарушается режим дезинфекции.

ДОЛЖНО БЫТЬ! Согласно п. 6.15. СП 2.3.6.1079-01 «В конце рабочего дня проводится дезинфекция всей столовой посуды и приборов средствами в соответствии с инструкциями по их применению»;

- отсутствует сопроводительная документация на продукты питания. ДОЛЖНО БЫТЬ! Согласно абзаца 2 п. 7.8. СП 2.3.6.1079-01 «Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в организации запрещается принимать продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность»;

В лечебно-профилактических организациях:

- в биохимической лаборатории нет раковины для мытья рук.

ДОЛЖНО БЫТЬ! Согласно п. 5.5, 5.6 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Температура горячей воды в точках разбора детских и психиатрических палат, душевых, санузлов для пациентов не должна превышать 37 °C.

Предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, посты медсестер при палатах новорожденных, посты медсестер (в строящихся и проектируемых МО) и другие помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, следует оборудовать умывальниками с установкой смесителей с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим некистевым) управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков. Такие же краны и дозаторы устанавливаются в инфекционных, туберкулезных, кожно-венерологических, гнойных, ожоговых, гематологических отделениях, клинико-диагностических и бактериологических лабораториях, а также в санпропускниках, шлюзах-боксах, полубоксах и санузлах для персонала.

- уборочный инвентарь лаборатории хранится в моечной.

ДОЛЖНО БЫТЬ! В соответствии с п. 11.11 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 хранение уборочного инвентаря необходимо осуществлять в специально выделенном помещении или шкафу вне помещений рабочих кабинетов.

- в историях болезни отсутствуют сведения об обследовании на паразитозы.

ДОЛЖНО БЫТЬ! В соответствии с п.4.1. СанПиН 3.2.3215-14 выявление больных и лиц с подозрением на паразитозы осуществляется медицинскими организациями при всех видах оказания медицинской помощи.

- отсутствует маркированная тара для сбора и временного хранения отходов класса «Г».

ДОЛЖНО БЫТЬ! В соответствии с п.4.27, п.4.29 СанПиН 2.1.7. 2790-10 использованные ртутьсодержащие приборы, лампы (люминесцентные и другие), оборудование, относящиеся к медицинским отходам класса Г, собираются в маркированные емкости с плотно прилегающими крышками любого цвета (кроме желтого и красного), которые хранятся в специально выделенных помещениях. Сбор и временное хранение отходов класса Г осуществляется в маркированные емкости ("Отходы. Класс Г") в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса опасности отходов. Вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

- не исполнение программы производственного контроля.

ДОЛЖНО БЫТЬ! В соответствии с п.1.7. СанПиН 2.1.3.2630-10 администрация учреждения обязана организовать производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений в соответствии с действующими нормативными документами.

В сфере деятельности образовательных организаций:

- отсутствие суточных проб от всех реализованных в соответствии с меню блюд и кулинарных изделий.

ДОЛЖНО БЫТЬ! Согласно п. 3.19. СанПиН 2.4.1.3147-13 от всех приготовленных и реализованных в соответствии с меню блюд и кулинарных изделий должны оставляться суточные пробы. Суточная проба отбирается в объеме: порционные блюда - в полном объеме; холодные закуски, первые блюда, гарниры и напитки (третьи блюда) - в количестве не менее 100 г; порционные вторые блюда, биточки, котлеты, колбасу, бутерброды оставляются поштучно, целиком (в объеме одной порции)» (СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»).

- фактическое меню не соответствует разработанному и утвержденному примерному меню, в питании детей присутствует повторяемость блюда

ДОЛЖНО БЫТЬ! В соответствии с п. 15.5 СанПиН 2.4.1.3049-13 фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. примерное меню должно содержать ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур для детского питания. Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в примерном меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в использованных сборниках рецептур. Повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или последующие два дня не допускается.

- отсутствует функциональная возможность для сушки верхней одежды и обуви детей, нарушены правила хранения игрушек, используемых на прогулках

ДОЛЖНО БЫТЬ! Согласно п. 6.2 СанПиН 2.4.1.3049-13. раздевальные оборудуются шкафами для верхней одежды детей и персонала. Шкафы для одежды и обуви оборудуются индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется. В раздевальных (или в отдельных помещениях) должны быть предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей. В тамбурах вновь строящихся объектов дошкольных образовательных организаций допускается установка стеллажей для игрушек, используемых на прогулке.

- по результатам лабораторных исследований воды питьевой из распределительной сети холодного водоснабжения, проба по органолептическим показателям (по мутности) не соответствует требованиям п.3.5 табл.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» показатель мутности не должен превышать 1,5 мг/дм3), по исследованным неорганическим веществам не соответствует требованиям п.3.4.1 табл.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 (содержание марганца допускается не более 0,1 мг/дм3, содержание железа - не более 0,3 мг/дм3).

В сфере деятельности летних оздоровительных организаций:

- в спальных помещениях количество спальных мест превышает допустимый норматив

ДОЛЖНО БЫТЬ! В соответствии с п.5.3 СанПиН 2.4.4.2599-10 спальные помещения оборудуются из расчета не менее 3 кв. м на 1 человека, но не более 15 человек в 1 помещении.

- не соблюдаются правила хранения уборочного инвентаря для туалета

ДОЛЖНО БЫТЬ! В соответствии с п.11.10. СанПиН 2.4.4.2599-10 уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов (ведра, тазы, швабры, ветошь) должны иметь сигнальную маркировку (красного цвета), использоваться по назначению и храниться отдельно от другого уборочного инвентаря.

- несвоевременная замена емкости на установке с дозированным розливом питьевой воды

ДОЛЖНО БЫТЬ! В соответствии с п.8.8 СанПиН 2.4.4.2599-10 при использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю.

- пробы воды не соответствуют требованиям гигиенических нормативов.

ДОЛЖНО БЫТЬ! В соответствии с п.8.4. оздоровительные учреждения обеспечиваются водой, отвечающей требованиям безопасности на питьевую воду.

- производственный контроль во время работы летнего оздоровительного учреждения не проводился, отсутствуют протоколы лабораторно-инструментальных исследований согласно программы производственного контроля, что не соответствует требованиям п.13.2, п.13.3 СанПиН 2.4.4.2599-10.

2. Нарушения законодательства о техническом регулировании.

Основные нарушения Технического регламента Таможенного союза ТР:

ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (далее - ТРТС 021/2011):

- не соблюдаются условия хранения продуктов питания, установленные ее изготовителем.

ДОЛЖНО БЫТЬ! В соответствии с п. 12 ст.17 ТР ТС 021/2011 необходимо соблюдать режим хранения и реализации продукции, установленные ее изготовителем;

- осуществляется реализация продукции населению, не соответствующей по микробиологическим, органолептическим и физико-химическим показателям ТР ТС 021/2011.

ДОЛЖНО БЫТЬ! В соответствии с п.1. ст.7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной;

- не соблюдается порядок прохождения сотрудниками предприятий медицинских осмотров.

ДОЛЖНО БЫТЬ! В соответствии с п. 10 ст.17 ТР ТС 021/2011 работники, занятые на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.

ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» (далее- ТРТС022/2011):

- нарушается маркировка на потребительской упаковке при фасовке продуктов питания в отсутствии потребителя.

ДОЛЖНО БЫТЬ! В соответствии с п. 5 части 4.12. ст. 4 ТР ТС 022/2011 при фасовке пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствии потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения.

3. Нарушения других нормативно-правовых актов:

- не предоставление уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания; розничной торговли (за исключением розничной торговли товарами, свободный оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами).

ДОЛЖНО БЫТЬ! В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 №584 (ред. от 04.03.2017) «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (вместе с «Правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений») Приложение 1 разделы II и III данные виды деятельности носят уведомительный характер.

- реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.

ДОЛЖНО БЫТЬ! В соответствии с п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона;

- нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (отсутствие вывески).

ДОЛЖНО БЫТЬ! В соответствии со ст. 9 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 02.07.2013) «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске;

Основные нарушения по защите прав потребителей:

Анализ нарушений показывает, что значительное количество выявленных нарушений относится к несоблюдению индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами основных требований Закона РФ «О защите прав потребителей», что составляет свыше 56 % от общего количества выявленных нарушений. Около 26 % от общего количества нарушений приходится на несоблюдение хозяйствующими субъектами в своей деятельности иных законов и нормативных правовых актов, регулирующих потребительские правоотношения. Весомое число из последнего показателя занимают нарушения «Правил продажи отдельных видов товаров», утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 и других Правил по сегментам потребительского рынка, утв. постановлениями Правительства РФ.

Нарушения Закона РФ «О защите прав потребителей» характеризуются следующим образом:

  • ​ не предоставление потребителям достоверной и необходимой информации о товаре (услуге), его изготовителе (исполнителе), уполномоченной организаций, импортера;
  • ​ продажа товаров без необходимых документов, подтверждающих их качество и безопасность;
  • ​ нарушение прав граждан в области реализации товаров с истекшим сроком годности, установления срока годности, службы, гарантийных сроков на товары и по не обеспечению возможности ремонта товаров;
  • ​ продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, качество которых не соответствует договору;
  • ​ включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей;
  • ​ нарушение сроков удовлетворения законных требований потребителей в торговле;
  • ​ нарушение сроков удовлетворения законных требований потребителей по отдельным видам работ или услугам.

С 12 августа 2016 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 11.08.2016 г. № 787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками (КИЗ) по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха». Со дня вступления в силу указанного постановления маркировка изделий из натурального меха КИЗами является обязательной для всех участников потребительского рынка товарооборота, включая производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов, комиссионеров и иных участников мехового рынка.

За оборот немаркированных изделий из натурального меха и нарушение порядка их маркировки на территории РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность (ст. 15.12. КоАП РФ - «Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации»; ст. 171.1. УК РФ - «Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации»).

В Управлении работает «горячая линия» для устного консультирования всех обратившихся граждан по вопросам реализации вышеуказанного проекта с целью оперативного информирования. Помимо этого, к рассмотрению принимаются письменные обращения.

За 3 квартал 2017 года письменных и устных обращений потребителей по фактам нарушений при реализации меховых изделий не поступало.

4. Сведения о наложенных по результатам указанных мероприятий мерах административной и иной публично-правовой ответственности.

По результатам мероприятий по контролю составлено 400 протоколов об административном правонарушении, применено 38 составов Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях.

  В связи с внесением изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих особые условия применения мер административной ответственности в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства и замена штрафа на предупреждение (статья 4.1.1 КоАП РФ), снизился размер штрафных санкций.

За 3 квартал 2017 года сотрудниками управления в судах автономного округа было дано 46 заключений по гражданским делам, связанным с защитой прав потребителей. Из 46 заключений были удовлетворены требования потребителей по 43 гражданским делам или 93,4 % от общего количества рассмотренных судом исков.

За 3 квартал 2017 года суды Ямала своими определениями и решениями удовлетворили  имущественные требования потребителей на общую сумму около  1, 5  млн. рублей.

За отчетный период Управлением и его территориальными отделами было передано в суды 5 исковых заявления потребителей. В том числе 3 иска в защиту конкретных потребителей, 2 иска в защиту неопределенного круга потребителей. Все иски были удовлетворены судами Ямало-Ненецкого автономного округа, что составило 100 % от общего числа исков.

5. Сведения о результатах административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) и его должностных лиц

В арбитражные суды обжаловано 7 постановлений о назначении административных наказаний, по результатам рассмотрения которых 2 отменено (процессуальные нарушения прав лица, привлекаемого к ответственности); 3- прекращено; 2 оставлены без изменения. Предъявлены в суды иски к Управлению - 1, не рассмотрен (обжалование предписания). Управлением предъявлено 2 иска на нарушение санитарного законодательства, которые на текущий момент не рассмотрены.

Помимо надзорной деятельности Управлением предоставляются государственные услуги, в том числе:

- по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений

- по выдаче (переоформлению) лицензий на деятельность в области использования источников ионизирующих излучений и возбудителей инфекционных заболеваний

-выдача регистрационных свидетельств на продукцию

- прием и регистрация уведомлений является еще одной государственной услугой управления.

За 9 месяцев 2017 года в Управление Роспотребнадзора по ЯНАО от хозяйствующих субъектов поступило 172 уведомления о начале осуществления отдельных видов работ и услуг, в том числе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг - 122 уведомлений или 70,3 %. Из них 110 уведомлений зарегистрировано и внесено в Национальный реестр уведомлений. В приеме 12 уведомлений было отказано.

Основанием для отказа послужили следующие причины:

- представление уведомления, не соответствующего установленной форме (5)

- предоставление уведомления на вид деятельности, подлежащий учету иными органами - (7) уведомлений

В 2017 году, как и в прежние годы, наибольшее количество зарегистрированных уведомлений (40,7 %) приходится на деятельность в сфере торговли пищевыми продуктами. На долю уведомлений в сфере общественного питания приходится 32,0% всех зарегистрированных уведомлений.

Деятельность в сфере предоставления персональных услуг (парикмахерские) составляет 4,1 % от числа всех зарегистрированных уведомлений, деятельность в сфере производства пищевых продуктов составляет так же 4,1%, деятельность туристических услуг - 1,2% от числа всех зарегистрированных уведомлений.


Управление обращает внимание на изменения действующего законодательства

С 1 октября 2017 года в законодательство в сфере защиты прав потребителей внесены изменения. Изменения коснулись статьи 16.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая устанавливает формы и порядок оплаты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Новая редакция пункта 1 ст.16.1 Закона предусматривает обязанность субъектов предпринимательской деятельности, выручка которых за предшествующий календарный год превышает 40 млн. рублей, обеспечить использование национальных платежных инструментов. Продавцы, у которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превысит 40 млн рублей, обязаны будут предоставить клиентам возможность оплачивать товары (работы, услуги) с помощью карты «Мир».

При этом законом предусмотрено два случая, когда хозяйствующий субъект освобождается от обеспечения возможности оплаты картой:

1) оплата товаров (работ, услуг) осуществляется в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) средствам коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет»;

2) выручка от реализации товара в конкретном торговом объекте составила менее 5 миллионов рублей за предшествующий календарный год.

За неисполнение требований законодательства предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ, которая влечет санкции в виде административного штрафа: на должностных лиц - в размере от 15 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 30 до 50 тыс. руб.

С 1 июля нельзя продавать в розницу алкоголь в пластиковой таре объемом более 1,5 л

Запрет будет действовать в отношении потребительской тары либо упаковки, полностью изготовленной:

- из полиэтилена;

- полистирола;

- полиэтилентерефталата;

- иного полимерного материала.

Продавать в розницу алкоголь в пластиковой таре объемом более 1,5 л нельзя будет и при оказании услуг общепита.

За нарушение запрета компаниям с 1 июля грозит штраф от 300 тыс. до 500 тыс. руб. Одновременно товар могут конфисковать.

Документ: Федеральный закон от 23.06.2016 N 202-ФЗ (рассмотренные положения начинают действовать с 1 июля 2017 года)

Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

ч. 2.2. Розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 23.06.2016 N 202-ФЗ)

С 12 июля по 9 октября нельзя продавать в розницу спиртосодержащую непищевую продукцию

Запрет касается продукции с долей этилового спирта более 28%, которую юрлица и ИП продают ниже розничных цен за 0,5 л водки, ликероводочной и другой алкогольной продукции крепостью свыше 28%.

Сейчас минимальная розничная цена водки крепостью свыше 38 до 39% - 201 руб. с НДС и акцизом, а ликероводочной и другой продукции крепостью свыше 28 до 29% - 160 руб. с НДС и акцизом.

Запрет не затрагивает:

- стеклоомывающие жидкости;

- нежидкую спиртосодержащую продукцию;

- спиртосодержащую продукцию с укупорочными средствами, которые исключают употребление внутрь.

Документ: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 06.07.2017 N 96 (вступило в силу 12 июля 2017 года)

С 30 июля вступает в силу закон, который вводит в КоАП РФ новые составы правонарушений (Статья 14.46.2. Непринятие изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов). Они касаются невыполнения мер по предотвращению вреда от оборота продукции, не отвечающей техрегламентам или обязательным требованиям. Последние применяются до начала действия техрегламента.

Штрафы предусмотрены для следующих лиц:

- продавцов;

- изготовителей;

- исполнителей;

- лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя.

Самый крупный штраф грозит за то, что не приостановлены производство или реализация "неправильной" продукции. Для юрлиц он составит от 100 тыс. до 500 тыс. руб. На такую же сумму оштрафуют, если некачественный товар не отозван.

За повторное нарушение предметы правонарушения конфискуют, а также с компании могут взыскать штраф от 700 тыс. до 1 млн руб. либо приостановить ее деятельность на срок до 90 суток.

Сейчас за перечисленные нарушения не наказывают. Оштрафовать могут, например, за невыполнение требований техрегламентов.

Документ: Федеральный закон от 18.07.2017 N 175-ФЗ (вступает в силу 30 июля 2017 года)

Введены штрафы за предложение в интернете и СМИ дистанционно купить в розницу алкоголь

Для юрлиц штраф с 31 июля составляет от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Новое правило затрагивает и дистанционную розничную продажу этилового спирта. Также оно касается спиртосодержащей пищевой и непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена.

Ранее по КоАП РФ такой ответственности не было. Запрещалась лишь дистанционная продажа алкоголя.

Статья 13.15. Злоупотребление свободой массовой информации

8. Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

(часть 8 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 278-ФЗ)

Документ: Федеральный закон от 29.07.2017 N 278-ФЗ (вступил в силу 31 июля 2017 года, за исключением отдельных положений)


Постановлением Правительства РФ от 19.07.2017 N 846 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" определены органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента ЕАЭС "О безопасности рыбы и рыбной продукции"(ТР ЕАЭС 040/2016).

Вступающий в силу с 1 сентября 2017 года указанный технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования безопасности пищевой рыбной продукции, выпускаемой в обращение на территории Союза, и связанные с ними требования к производству, хранению, перевозке, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке пищевой рыбной продукции для обеспечения ее свободного перемещения.

Настоящим Постановлением предусматривается, что полномочия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований названного технического регламента закрепляются за:

Роспотребнадзором и другими уполномоченными на проведение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

Роспотребнадзором в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;

Россельхознадзором и другими уполномоченными на проведение федерального государственного ветеринарного надзора федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными на проведение регионального ветеринарного надзора органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции в рамках федерального государственного ветеринарного надзора и регионального государственного ветеринарного надзора соответственно.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2017 года.

Постановление Правительства РФ от 14.07.2017 N 841

"О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 182 и от 2 марта 2000 г. N 183"

Скорректирован порядок установления нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов вредных веществ, за исключением радиоактивных

Для установления нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей деятельности заявление и перечень необходимых документов.

Определены основания для отказа в установлении нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов.

Нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ устанавливаются на 7 лет. Временно согласованные выбросы устанавливаются на сроки достижения нормативов, утвержденные органом государственной власти субъекта РФ.

Кроме того:

из компетенции Минздрава России в компетенцию Роспотребнадзора переданы функции по установлению и пересмотру гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, в том числе предельно допустимых уровней физических воздействий на него, при которых отсутствует вредное воздействие на здоровье человека;

определено, что предельно допустимые выбросы будут устанавливаться не только для объектов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух юридических лиц, но и для объектов индивидуальных предпринимателей (соответствие предельно допустимых выбросов санитарным правилам определяется исходя из соблюдения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха).

Федеральный закон от 29.07.2017 N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

С 1 января 2018 года в России запрещается производство и оборот слабоалкогольных тонизирующих напитков, за исключением экспорта

Речь идет об алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объема готовой продукции, содержащей тонизирующие вещества (компоненты). При этом предусмотрено, что перечень тонизирующих веществ (компонентов) устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Из многочисленных поправок, внесенных Федеральным законом, можно выделить следующие:

установлен запрет розничной продажи спиртосодержащей пищевой продукции, в том числе дистанционным способом, а также розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции с использованием торговых автоматов (Правительство РФ устанавливает ограничения условий и мест розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, отдельных видов такой продукции);

предусмотрено, что перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции железнодорожным подвижным составом допускаются только при условии оснащения таких транспортных средств специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения и передачи информации в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории РФ;

в систему ЕГАИС включено производство спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий;

уточнены основания для отказа в выдаче федеральных специальных марок, а также требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, потреблению (распитию) алкогольной продукции;

установлен запрет распространения в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, или спиртосодержащей пищевой продукции, или этилового спирта, или спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством;

предусмотрена административная ответственность, в том числе за незаконное перемещение физическими лицами немаркированной алкогольной продукции в объеме более 10 литров на одного человека.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Федеральный закон от 29.07.2017 N 221-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

Уточнено определение санитарно-эпидемиологического заключения, а также основания и порядок его выдачи

Определено, что санитарно-эпидемиологическое заключение выдается как в случаях, установленных законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, так и в случаях установленных другими федеральными законами, а также международными договорами РФ и международными правовыми актами.

Уточнено также, что такое заключение удостоверяет соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, а не санитарным правилам, как это было установлено ранее.

Определено, что порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений по результатам проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований устанавливается Роспотребнадзором.


Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.03.2017 N 45 "О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 N 56" Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2017 N 47778.

Уточнены санитарно-эпидемиологические правила профилактики сибирской язвы

Установлено, в частности, что при поступлении больных сибирской язвой в медицинские организации работа клинико-диагностических лабораторий медицинских организаций проводится по утвержденному плану мероприятий лабораторий в условиях поступления больных с особо опасными инфекционными болезнями (план перепрофилирования) в соответствии с требованиями санитарных правил по безопасности работ с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности).

План перепрофилирования утверждается главным врачом медицинской организации, согласовывается Главным государственным санитарным врачом административной территории субъекта РФ и содержит требования по безопасному отбору материала, перечень необходимого оборудования и его обеззараживания, требования по применению средств индивидуальной защиты, наличие и использование дезинфицирующих средств.

При проведении клинико-диагностических исследований допускается использование тест-полосок (безинструментальный метод).

В случае необходимости использования автоматических анализаторов, разрабатываются рабочие инструкции по правилам безопасной работы и дезинфекции приборов в соответствии с требованиями санитарных правил по безопасности работ с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности).

По окончании работ проводится заключительная дезинфекция.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.03.2017 N 44 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.3465-17 "Профилактика чумы" Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2017 N 47817.

Утверждены новые санитарные правила профилактики чумы

Правилами установлены основные требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний чумой.

Соблюдение правил является обязательным для всех граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Контроль их выполнения осуществляется органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Чума является зоонозной природно-очаговой особо опасной бактериальной инфекционной болезнью с преимущественно трансмиссивным механизмом передачи возбудителя. Каждый случай чумы людей является основанием для объявления чрезвычайной ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ.

Признано утратившим силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.03.2009 N 18 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2492-09 "Профилактика чумы".

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.06.2017 N 89 "О внесении изменений в ГН 2.1.7.2041-06 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве", введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.01.2006 N 1" Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2017 N 47829.

Предельно допустимые концентрации в почве тротила, гексогена и октогена установлены в размере 2 мг/кг

Кроме того, утверждены ПДК для оксетана, метоксазина, этилкарбитола, поливинилнитрата, поливинилбутираля, нитрата целлюлозы и тетранитропентаэритрита.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.07.2017 N 110 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.4.3483-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах в угольной промышленности" Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2017 N 47853.

Утверждены санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах в угольной промышленности

Новый СанПиН предназначен для предотвращения неблагоприятного воздействия физических факторов на здоровье работников, занятых на работах по добыче и переработке антрацитов, каменного и бурого углей подземным и открытым способами, по строительству угольных шахт и разрезов, на вспомогательных процессах, технологически связанных с добычей и переработкой угля, на работах по транспортировке горной массы в рамках производственного цикла по выпуску готовой продукции.

Установлены гигиенические нормативы уровней воздействия отдельных физических факторов, контролируемых в условиях производства в угольной промышленности.

Требования являются обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с утвержденными требованиями осуществляются оценка воздействия физических факторов на работников угольной промышленности, проведение производственного контроля и выполнение профилактических мероприятий.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.05.2017 N 62 "Об утверждении санитарных правил СП 2.2.1.3471-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности персонала предприятий и населения прилегающих территорий при испытании и утилизации зарядов ракетных двигателей на твердом топливе методом сжигания" Зарегистрировано в Минюсте России 23.08.2017 N 47922.

Установлены требования по обеспечению безопасности персонала и населения при строительстве и эксплуатации стендовых комплексов по испытанию и утилизации ракетных двигателей на твердом топливе, производственных зданий, сооружений, оборудования

Санитарные правила регламентируют требования по оценке загрязнения объектов производственной и окружающей среды приоритетными химическими веществами, организации мониторинговых исследований среды обитания, утилизации отходов при испытании и утилизации ракетных двигателей на твердом топливе (далее - РДТТ), а также по организации контроля вредных веществ для обеспечения безопасности персонала, населения и среды обитания.

Санитарные правила являются обязательными для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, размещением, строительством, реконструкцией и эксплуатацией стендовых комплексов по подготовке и проведению испытаний и утилизации методом сжигания зарядов РДТТ.

Санитарными правилами, в числе прочего, устанавливаются требования:

к территории размещения и генеральному плану стендового комплекса;

к организации технологического процесса и производственному оборудованию;

к производственным помещениям зданий и сооружений;

к организации работ на стендах и медико-санитарному обеспечению;

к организации контроля вредных факторов производственной среды;

гигиенические требования к обеспечению безопасности населения и охране окружающей среды при проектировании объекта;

а также:

гигиенические требования к обеспечению безопасности населения и охране окружающей среды в период эксплуатации объекта;

гигиенические требования к временному размещению и утилизации отходов;

порядок проведения химико-аналитического контроля содержания вредных веществ в объектах окружающей среды.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08.06.2017 N 84 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.1.3473-17 "Профилактика брюшного тифа и паратифов" Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2017 N 47972.

Обновлены требования к мероприятиям по предупреждению возникновения и распространения брюшного тифа и паратифов среди населения

Санитарно-эпидемиологические правила действуют в отношении брюшного тифа и паратифов A, B, C - инфекций, способных к широкому эпидемическому распространению, проявляющихся лихорадкой и диарейным синдромом на этапе предварительной диагностики для реализации санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий. Источником инфекции при брюшном тифе и паратифах является человек: бактерионоситель, больной брюшным тифом или паратифами; доминирующим механизмом передачи является фекально-оральный, реализуемый пищевым, водным и контактно-бытовым путями передачи возбудителя.

Правилами устанавливается, в частности:

комплекс мероприятий по обеспечению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за брюшным тифом и паратифами;

рекомендации по выявлению случаев брюшного тифа и паратифов;

указания по проведению лабораторной диагностики брюшного тифа и паратифов;

противоэпидемические мероприятия при брюшном тифе и паратифах;

порядок выписки, допуска к работе и диспансерное наблюдение лиц, перенесших брюшной тиф и (или) паратифы;

дезинфекционные мероприятия при брюшном тифе и (или) паратифах;

рекомендации по проведению профилактических мероприятий;

рекомендации по организации гигиенического воспитания и обучения населения по вопросам профилактики брюшного тифа и паратифов.

Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Контроль за выполнением санитарно-эпидемиологических правил проводят органы, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Утратившим силу признано Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.11.2006 N 31 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.1.2137-06 "Профилактика брюшного тифа и паратифов".

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 N 45

"О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду"

С 1 января 2019 года вступает в силу технический регламент ЕАЭС "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду" (ТР ЕАЭС 044/2017)

При этом предусмотрено, что отдельные положения указанного регламента вступают в силу после разработки соответствующих межгосударственных стандартов.

Регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории ЕАЭС требования безопасности предназначенной для реализации упакованной питьевой воды (включая природную минеральную воду), требования к процессам ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.08.2017 N 106 "О перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (ТР ЕАЭС 040/2016), и перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (ТР ЕАЭС 040/2016) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования"

Утверждены перечни стандартов, необходимых для соблюдения и исполнения требований технического регламента ЕАЭС "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (ТР ЕАЭС 040/2016)

Указанный технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на территории Евразийского экономического союза требования безопасности пищевой рыбной продукции, выпускаемой в обращение, и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке пищевой рыбной продукции для обеспечения ее свободного перемещения.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.


Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.08.2017 N 107 "О внесении изменения в пункт 2-1 Решения Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299"

Уточнен срок применения Единых санитарных требований в отношении рыбы и рыбной продукции

Установлено, что Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), применяются в отношении продукции, на которую распространяется действие технических регламентов Таможенного союза, производимой и выпускаемой в обращение на основании документов о соответствии продукции указанным требованиям, выданных или принятых, в числе прочего, до 1 сентября 2019 года - по разделу 1. "Требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" в части требований к продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (ТР ЕАЭС 040/2016), в связи с вступлением в силу указанного технического регламента.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.08.2017 N 110 "О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 799"

Включены новые позиции в перечни стандартов, применяемых в целях соблюдения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции (ТР ТС 009/2011)

Указанный технический регламент устанавливает требования к выпускаемой в обращение на территории ЕАЭС парфюмерно-косметической продукции в потребительской таре, а также к связанным с ней процессам производства.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Проект Приказа Роспотребнадзора "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора"

Роспотребнадзором разработаны формы проверочных листов, планируемых к применению при проведении плановых проверок предприятий общепита, торговли, парикмахерских, салонов красоты и соляриев

Проект учитывает общие требования к разработке и утверждению проверочных листов, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 N 177, а также нормы Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В частности, в перечне вопросов по соблюдению обязательных требований на предприятиях общественного питания содержатся вопросы, отражающие требования к водоснабжению и канализации, к условиям труда, устройству и содержанию помещений, оборудованию, инвентарю, посуде, таре, транспортировке, приему, хранению пищевой продукции, приготовлению блюд и кулинарных изделий, личной гигиене персонала и др.

В приложениях приводятся формы проверочных листов.

Постановление Правительства РФ от 20.09.2017 N 1129 "О внесении изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"

Роспотребнадзор уполномочен устанавливать порядок выдачи заключений по результатам оценки соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований

В соответствии с внесенными изменениями Роспотребнадзор уполномочен устанавливать порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также порядок выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 28.04.2017 N 51

"О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011)"

Внесены уточнения в технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011)

В частности, скорректированы и дополнены некоторые положения статьи 5 "Требования безопасности одежды, изделий из текстильных материалов, кожи, меха, трикотажных изделий и готовых штучных текстильных изделий", статьи 6 "Требования безопасности обуви и кожгалантерейных изделий", статьи 9 "Требования к маркировке продукции", статьи 12 "Оценка (подтверждение) соответствия".

Кроме того, в отдельные приложения к указанному техническому регламенту также внесен ряд изменений и дополнений.

Решение вступает в силу по истечении 12 месяцев с даты его официального опубликования.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.09.2017 N 124 "О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 798"

В новой редакции изложены перечни стандартов, применяемых при исполнении требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011)

Речь идет о перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований указанного технического регламента, а также перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для его применения и исполнения.

Указанный технический регламент "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011) распространяется на выпускаемые в обращение на территории Таможенного союза игрушки, ранее не находившиеся в эксплуатации.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Организация деятельности