Горячая линия Горячая линия
+7 (34922) 4-13-12

Время работы с 8-30 до 17-00. Перерыв с 12-30 до 14-00

Горячая линия в выходные и праздничные дни
8 (800) 100 03 12


Памятка – банковская карта

Основные понятия:

Банковская карта  - это выпущенная банком пластиковая карта, привязанная к банковскому счету. Счет - это безналичный «кошелек», который банк предоставляет клиенту. Банковские карты имеют разновидности: могут быть дебетовыми или кредитными. С помощью банковской карты можно осуществить  электронный платеж. Использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного  средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных  между операторами по переводу денежных средств. Операторами по переводу денежных средств, в соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О Национальной платежной системе» (далее по тексту - Закон № 161-ФЗ), являются: 1) Банк России; 2) кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств; 3) государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

При выдаче банковской карты, совершении операций с использованием банковской карты кредитная организация обязана  идентифицировать  её держателя  в соответствии со статьёй 7 Федерального закона  от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Виды банковских карт:

1. Расчётная (дебетовая) карта  - это финансовый инструмент управления счетом, на котором лежат собственные деньги клиента. Как правило, дебетовые карты привязаны к счетам, на которые поступают регулярные платежи: пенсии, стипендии, зарплаты. В последнем случае их называют зарплатными. Данный вид карт используется как электронное средство платежа для совершения операций её держателем в пределах расходного лимита - суммы денежных средств клиента, находящихся на его банковском счёте.  

Обратите внимание на использование дебетовой карты с  разрешенным овердрафтом!

Дает возможность потратить больше остатка собственных средств: если свои деньги закончились. Использование обычной дебетовой карты подразумевает, что вы располагаете только теми средствами, которые есть на вашем банковском счете, а дебетовая карта с овердрафтом позволяет вам проводить операции свыше той суммы, которая имеется на вашем банковском счете. Некоторыми кредитными организациями допускается овердрафт - когда на расчетном счете клиента образуется отрицательный баланс - сумма, которая предоставляется банком под проценты. Если в процессе эксплуатации карты возникают сомнения в правильности ее использования, следует проконсультироваться в кредитной организации, выдавшей карту. Нужно контролировать состояние остатка средств на карте и погашать овердрафт вовремя и полностью.

2.  Кредитная карта - это инструмент управления банковским счетом, средства с которого можно расходовать в пределах кредитного лимита. Расплачиваться такой картой - значит брать у банка кредит.  Данный вид карт также  используется как электронное средство платежа для совершения операций её держателем, но за счёт денежных средств, предоставленных кредитной организацией-эмитентом клиенту в пределах расходного лимита в соответствии с условиями кредитного договора. Лимит кредитования определяется банком каждому владельцу карты на его счёте. Следует заметить, что, клиент обязан вернуть банковский кредит в конкретные сроки. В случае задержки возврата банк вправе взимать заранее оговоренные с клиентом проценты за каждый день просрочки.

3. Предоплаченная карта как электронное средство платежа используется для осуществления перевода электронных денежных средств, возврата остатка электронных денежных средств в пределах суммы предварительно предоставленных держателем денежных средств кредитной организации-эмитенту в соответствии с требованиями Закона № 161-ФЗ. Для предоставления банком предоплаченной карты не требуется открытие банковского счёта.

Электронные денежные средства - денежные средства, предварительно предоставленные обязанному лицу (оператору по переводу денежных средств) денежные средства, информация о которых учитывается без открытия банковского счёта.  Использование предоплаченной карты клиентом - физическим лицом осуществляется в соответствии с требованиями Закона № 161-ФЗ за счёт остатка электронных денежных средств в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте. Клиенты - физические лица с использованием предоплаченных карт могут осуществлять переводы электронных денежных средств в валюте, отличной от валюты остатка электронных денежных средств.

   **********************************************************************************

Правила пользования  банковской картой:

Обязательно подключите CMC-оповещения и интернет-банк!

Управлять некоторыми действиям с картой можно с помощью мобильного телефона или через интернет. Банки предоставляют разные услуги такого рода: блокировка кар­ты, перевод денег, пополнение счета, обязательные платежи. Но самой важной для всех пользователей является услуга CMC-оповещения всех действий по карте (или услуга «мобильный банк»). Вы всегда будете в курсе, какие операции происходят с вашей картой, сколько денег снял магазин, какой остаток на счете, дошли ли деньги, которые вы положили на карту, как изменился баланс. И самое главное, вы всегда вовремя отреагируете, если увидите, что кто-то без вашего ведома пытается совершить покупку с вашего счета, зайти в интернет банк или снять наличные. На ваш телефон придет CMC, и вы сможете быстро блокировать операцию, позвонив в банк.


Что делать если карта потерялась или скомпрометирована?

Карта - это собственность банка, но на ней лежат ваши деньги. Карту и данные о ней (ПИН-код и номер) нужно беречь и аккуратно с ними обращаться.

Особенно остерегайтесь потери данных о карте в интернете:

■      Никогда не вводите ПИН-код в интернете.

■      Не пользуйтесь картой на «сомнительных» сайтах.

■      Старайтесь не расплачиваться основной картой (например, на которую вам пере­числяют зарплату) в интернет-магазинах, имейте для этого отдельную карту.

■      Установите на своем компьютере антивирус и регулярно обновляйте его.

Если вы потеряли карту, или вам кажется, что она скомпрометирована (т.е. информация о реквизитах карты (номере и ПИН-коде) могла стать доступной третьим лицам), иливам пришло CMC-сообщение, что кто-то уже пытается снять деньги/расплатиться кар­той - срочно блокируйте карту! Для этого нужно позвонить в отделение банка - номер всегда есть на карте, памятке клиента, договоре, сайте банка. Ваши деньги уже никто не снимет и не переведет. Сами снять наличные без карты вы сможете в вашем отделении банка по паспорту.

Приостановка, временная блокировка действия карты в случае утраты карты в любом банке - бесплатно.

Восстановление карты будет происходить путем замены на новую карту с новым ПИН-кодом. За досрочное изготовление карты банк может взять оплату. Если старая, «уте­рянная» карта впоследствии найдется, ее обязательно нужно сдать в банк.

Блокировка карты случается совершенно неожиданно. Ее восстановление займет время. А если карта у вас только одна и все деньги на ней? А если вы в поездке? Разумный вы­ход - не держите все деньги на одной карте, распределите по нескольким. Если же карта только одна и ее блокировка застала вас в поездке, свяжитесь со своим банком и объяс­ните ситуацию - как правило, банки по возможности помогают клиенту выйти из слож­ной ситуации (например, можно оговорить короткий промежуток времени, на который карта будет временно разблокирована, и предоставлена возможность снять необходи­мую сумму).

Нужно иметь в виду: для всех операций по карте через банковского служащего по теле­фону вам нужно будет сообщить определенную информацию, по которой банк удосто­верится в том, что вы хозяин карты - попросят вас назвать кодовое слово, а возможно, и другие данные, например, номер паспорта, дату и место рождения и т. п.


Контролируйте вашу карту - приход/расход, остаток, срок действия, подпись на карте!

Если вы обнаружили незапланированный «недостаток» средств - посмотрите выписку по счету, позвоните в банк и выясните причину.

Если вы подозреваете мошенничество - заблокируйте карту и подайте заявление в банк о возврате средств.

Для дополнительного контроля состояния счета и операций по карте, сохраняйте все чеки.

Следите за сроком карты!  

Карта без подписи владельца считается недействительной!

Карта, которую вы больше никогда не планируете использовать, подлежит уничтоже­нию!


Карта и банкомат. Трудности контакта.

Получать наличные с карты и вносить наличные на карту, совершать различные плате­жи можно с помощью банкоматов.

Выгоднее использовать банкоматы того банка, в котором выпущена карта. Важно пом­нить, что при использовании банкоматов другого банка могут возникнуть неожиданные расходы (комиссии) за проведение операций (снятие наличных, перевод с карты на кар­ту и т.п.).

Пользуйтесь «проверенными» банкоматами, желательно расположенными в отделениях банков или крупных магазинов/торгово-офисных центров/государственных учрежде­ний. Если банкомат кажется вам подозрительным - воздержитесь от его использования. Соблюдайте правила личной безопасности: не используйте банкоматы, стоя­щие в безлюдных местах, не снимайте в одиночку крупные суммы.

Если вы едете за границу - уточните в банке возможные ограничения и дополнительные расходы при пользовании вашей картой в стране вашего предполагаемого пребывания. Это касается не только использования банкоматами, но и безналичной оплаты в торго­вых организациях.

При взаимодействии с банкоматом могут возникнуть следующие непредвиденные ситу­ации:

■      При снятии денег банкомат «съел» (заблокировал) карту.

■      Банкомат с функцией приема наличных купюр не зачислил деньги на счет.

■      В процессе перевода денег с помощью банкомата деньги пропали.

В таких ситуациях нужно срочно сообщить о проблеме банку и получить инструкцию от сотрудника банка. Через некоторое время получить ответ банка о решении проблемы и возврате денег на счет (возможно с помощью CMC).


Что делать если с карты пропали деньги

Карта - это платежный инструмент, позволяющий пользоваться банковским счетом на расстоянии. При пользовании любым техническим средством могут случиться сбои и ошибки. Это особенно обидно, когда в результате тратятся ваши деньги. Еще обиднее, когда доступом к счету завладели мошенники.

Изучите инструкцию банка по пользованию картой внимательно и запомните правила поведения в экстренных ситуациях:

■          Если со счета пропали деньги (в том числе при использовании онлайн-банка) необходимо:

-            Получить CMC-уведомление банка о списании средств без согласия клиента.

-            Заявить об этом в банк в течение суток.

-            Получить подтверждение банка о блокировке карты.

-            Получить равнозначную компенсацию за утраченные средства

-            Получить ответ о выпуске новой карты.     

-            Получить новую карту  в банке, активировать  карту,  создать собственный ПИН-код.

Банк в соответствии с законом несет обязанность в полном объеме возместить заемщи­ку убытки, возникшие вследствие неправомерного несанкционированного) списания денежных средств. Бремя доказывания обстоятельств, освобождающих банк от ответ­ственности, лежит на банке как исполнителе услуг.

Если прошла двойная оплата одной покупки в магазине необходимо:

-        Получить   CMC-уведомление банка о двойном списании средств за одну по­купку.

-        Подать заявление в банк об отмене первой операции списания.

-        Получить подтверждение банка о возврате средств на счет.

Если при оплате покупки магазин снял дополнительную сумму (комиссию) необходимо:

- Получить CMC-уведомление банка о дополнительном списании средств за по­купку.

- Подать заявление в магазин о возврате комиссии. Данное заявление можно по­дать и через банк.

- Получить подтверждение банка о возврате средств на счет.

При обращении в банк по телефону, чтобы зафиксировать факт блокировки карты или иного заявления, следует обязательно выяснить номер обращения и имя со­трудника его принявшего. В этом случае банк будет нести ответственность перед клиентом за несвоевременную блокировку карты и совершение с ней несанкциони­рованных действий.

Если банк отказывается нести ответственность за несвоевременную блокировку карты и совершение с ней несанкционированных действий, обращайтесь в суд.

   **********************************************************************************

Памятка подготовлена на основании: Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе», Положения Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях совершаемых с использованием платёжных карт»; писем Банка России от 02.10.2009 № 120-Т О памятке "О мерах безопасного использования банковских карт", от 22.11.2010 № 154-Т «О рекомендациях по раскрытию информации об основных условиях использования банковской карты и о порядке урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с её использованием», от 24.03.2011 № 39-Т «Об организации деятельности  кредитными организациями по информированию держателей платёжных карт о комиссионном вознаграждении», от 01.08.2011 № 112-Т «О возврате денежных средств за товар (услугу), ранее оплаченный с использованием платёжной карты», от 08.06.2011 № 85-Т «О рекомендациях кредитным организациям, осуществляющим переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета в зарубежные страны, в том числе через системы денежных переводов», от 01.03.2013 № 34-Т «О рекомендациях по повышению уровня безопасности при использовании банкоматов и платёжных терминалов».






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей