РУБРИКА «ВОПРОС-ОТВЕТ»

ВОПРОС: Обязан ли индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по ремонту и пошиву одежды иметь книгу отзывов и предложений?

ОТВЕТ.Да, обязан. Согласно п. 3 Правил бытового обслуживания населения в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997г. № 125) исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая представляется потребителю по его требованию.

ВОПРОС: Обязано ли юридическое лицо, оказывающее платные медицинские услуги иметь официальный сайт в сети интернет?

ОТВЕТ.Да, обязано. В соответствии с п.11 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006) исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации необходимую информацию для потребителя.

ВОПРОС: Какое наказание предусмотрено за отсутствие маркировки на одежде для взрослых?

ОТВЕТ: За нарушение маркировки на продукцию легкой промышленности предусмотрено административное наказание в рамках общей санкции по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ - «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов». Административная ответственность по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ наступает в виде административного штрафа в размере:

- на граждан от одной тысячи до двух тысяч рублей;

- на должностных лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

- на индивидуальных предпринимателей от двадцати до тридцати тысяч рублей;

- на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Однако, если имеется факт нарушения порядка маркировки одежды знаком обращения продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, то административная ответственность наступает по ч.1 ст. 14.46 КоАП РФ. Наказание по ч. 1 ст. 14.46 КоАП РФ предусмотрено в виде наложения административного штрафа в размере:

- на должностных лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

- на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

ВОПРОС: Заключили договор с Турагентством на приобретение путевки. Какой документ должен иметься у Турагентства от Туроператора для заключения таких договоров?

ОТВЕТ: Согласно п. 9 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452, если исполнителем является турагент, то он обязан предоставить потребителю копию доверенности, выданную туроператором, на заключение от имени туроператора договоров о реализации сформированного им туристского продукта, а также о полномочиях турагента совершать юридические и фактические действия по реализации туристского продукта.

ВОПРОС: Заказали установку пластиковых окон. Попросили у Фирмы сделать смету на работу. Они отказали. Правомерен ли их отказ?

ОТВЕТ: Нет, не правомерен. Согласно п. 1 ст. 33 Закона РФ «О защите прав потребителей» составление приблизительной или твердой сметы по требованию потребителя обязательно. ВОПРОС: В магазине продали товар ненадлежащего качества, как можно инициировать проверку?

ОТВЕТ: Потребителю необходимо обратиться с претензией в адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя, действиями которого были нарушены его права. Образцы претензий к хозяйствующим субъектам потребителям могут подготовить в Консультационном центре и консультационных пунктах по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО». Если такое обращение (претензия) не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены, необходимо обратиться с письменным заявлением в Управление Роспотребнадзора по ЯНАО. Отсутствие «претензионного» порядка урегулирования возникшего спора со стороны потребителя, препятствует проведению внеплановой проверки со стороны Управления.

ВОПРОС: В договоре указано, что при отказе от путевки я должна буду выплатить штрафы в зависимости от даты отказа. Я узнала, что в стране высокая заболеваемость инфекционной болезнью. Если я откажусь от путевки по этой причине, будут ли с меня взысканы штрафы?

ОТВЕТ: Туроператор (турагент) не вправе взимать какие-либо штрафы. При наличии угрозы здоровью Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" установлено специальное право туриста (экскурсанта) на расторжение договора, которое никак не может быть обременено какими - либо штрафными санкциями со стороны туроператоров (турагентов), поскольку реализация потребителем своего законного права не является проявлением какой - либо недобросовестности с его стороны. При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

А при наличии на этот счет в договоре соответствующего условия, оно должно рассматриваться как условие ущемляющее права потребителей (на основании статьи 16 Закона «О защите прав потребителей»), что ведет к недействительности этого условия. Таким образом, купивший путевку турист в данном случае имеет особые права на расторжение договора, поэтому если он подал заявление об аннуляции тура до начала поездки, туроператор обязан вернуть всю уплаченную за отмененную поездку сумму.

Акцентируем внимание, что наличие высокой заболеваемости какой либо инфекционной болезнью в стране временного пребывания туриста должно подтверждаться соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами. Если такие решения отсутствуют, то расторжение договора возможно в рамках ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно норм которой потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Фактически понесенные расходы исполнитель услуг обязан обосновать и подтвердить потребителю.

ВОПРОС: Что делать если цена на товар,  продающийся по акции,  на кассе не совпадает с ценой, указанной на ценнике?

ОТВЕТ:Согласно п.1 статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность правильного выбора, так же п.2. ст.10 дополняет, что цена товара в рублях является неотъемлемой частью этой информации

Согласно Гражданскому кодексу РФ в магазинах ценник является публичной офертой, и продавец обязан продать Вам товар, который в этой оферте указывается и по указанной цене.

Обратитесь к администратору магазина и потребуйте продать товар по цене, указанной на ценнике, т.к. в данном случае действия магазина следует рассматривать как обман, то есть преднамеренное введение в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки.

Сделайте запись о нарушении в жалобной книге, обратитесь с претензией к администрации магазина и потребуйте письменного ответа на нее.

ВОПРОС: Какие документы должны быть у продавца на меховые изделия?

ОТВЕТ: В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» на меховые изделия у продавца товаров должна быть декларация о соответствии. Таким образом, при продаже таких товаров продавец по требованию покупателя обязан ознакомить его с декларацией о соответствии, копией декларации или товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию мехового изделия сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).

ВОПРОС: Хотел в магазине расплатиться банковской картой, мне отказали. Все ли торговые предприятия должны предоставлять своим покупателям возможность расплатиться банковской картой? Каковы штрафы за отказ принять к оплате пластиковую карту?

ОТВЕТ: Согласно ст. 16.1. Закона РФ «О защите прав потребителей» не только магазины, а все организации и предприниматели, реализующие товары, выполняющие работы и оказывающие услуги гражданам должны быть оснащены оборудованием, позволяющим принимать оплату посредством банковских карт. И уже покупатель выбирает, как ему оплатить купленные товары (работы, услуги) - банковской картой или наличными. Однако это требование касается предприятий, выручка которых составляет более 40 миллионов рублей в год. Предприятиям с меньшей выручкой разрешается не устанавливать pos-терминалы. Если место оплаты товаров (работ, услуг) находится в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) средствам коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", продавец (исполнитель) освобождается от обязанности обеспечить в этом месте возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов.

Помимо этого, продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год.

В январе 2015 года вступила в силу новая редакция ст.14.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Статья дополнена 4 частью, устанавливающей меры административной ответственности за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательной. Предусмотрена ответственность на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.