Горячая линия Горячая линия
+7 (34922) 4-13-12

Время работы с 8-30 до 17-00. Перерыв с 12-30 до 14-00

Горячая линия в выходные и праздничные дни
8 (800) 100 03 12


Итоги работы Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу по защите прав потребителей за 1 полугодие 2019 года

В адрес Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту  - Управление)  за первое полугодие 2019 года поступило 329 обращений в сфере защиты прав потребителей (что на  40  %  меньше,  чем за аналогичный период 2018  года), в том числе:

- от граждан - 319;

- от органов государственной власти и местного самоуправления - 7;

- от общественных объединений - 3.

Из общего количества поступивших обращений - письменных  191  обращение, устных - 138 обращений.

Из рассмотренных 329 обращений в сфере защиты прав потребителей, Управлением и его территориальными отделами по округу приняты следующие меры реагирования в соответствии с возложенными полномочиями:

- направлено по подведомственности - 27 обращений;

- проведено административных расследований и внеплановых проверок по обращениям -  47.   

При этом, удельный вес общего количества подтвердившихся фактов правонарушений в результате контрольно-надзорных мероприятий составил - 72 %. За выявленные правонарушения виновные лица привлечены Управлением и его территориальными отделами к административной ответственности.

Помимо этого, Управлением и его территориальными отделами при рассмотрении обращений потребителей было направлено юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям 8 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей.

При рассмотрении обращений гражданам дано 255 разъяснений и рекомендаций в сфере защиты прав потребителей. При оказании консультационной помощи потребителям также подготовлено 229 претензий  к продавцам товаров, исполнителям услуг.

По письменным обращениям граждан - подготовлено и подано в суды  в защиту законных прав конкретных потребителей  29  исков.

На первом месте от общего количества поступивших обращений  -  заявления и жалобы  граждан в сфере розничной торговли (удельный вес 55,9 % от общего количества обращений). Нарекания потребителей касались в основном реализации им некачественных товаров, с истекшим сроком годности, с отсутствием необходимой документации на товар. В отдельных случаях продавцы товаров при их приобретении включали условия ущемляющие права потребителя. При этом треть обращений в вышеуказанной сфере относится к продаже товаров дистанционным способом.

Вторую лидирующую позицию от общего количества обращений занимают поступившие обращения  граждан по иным платным услугам индивидуального характера, оказываемых гражданам по возмездным договорам исполнителями услуг, работ (так называемые прочие виды услуг, удельный вес 8,8 %).

На третьем месте - обращения в сфере жилищно-коммунальных услуг (удельный вес  6,9 %). Круг вопросов от заявителей в обращениях касается: предоставления  управляющими  организациями коммунальных услуг ненадлежащего качества; неоказание  либо ненадлежащее оказание  управляющими организациями услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с договором; снижение нормативных параметров температуры воздуха в жилых помещениях, осуществление незаконных, по мнению заявителей, начислений за жилищно-коммунальные  услуги.

Четвертое место занимают обращения в сфере оказания различных услуг связи населению (почтовая связь, Интернет, телефонная и мобильная связь) - удельный вес  5,7%.

На пятом месте от общего количества поступивших обращений - заявления  потребителей в  сфере оказания финансовых услуг населению кредитными и страховыми организациями - удельный вес  4,2  % от общего количества обращений.

В достаточно низком процентном содержании (удельный вес 2 - 3 % от общего количества обращений) поступили обращения от граждан в сферах: транспортных услуг, оказания платных медицинских  и образовательных  услуг, долевого строительства жилья, в сегменте технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств.  Во всех остальных сегментах потребительского рынка зафиксированы практически единичные случаи поступления письменных и устных обращений.

Все обращения своевременно рассмотрены, по многим устным обращениям, в том числе в сфере розничной торговли непродовольственными товарами, в сфере оказания бытовых услуг, удалось разрешить проблемные вопросы граждан в их пользу в досудебном порядке по претензии, путем встреч с продавцами товаров (исполнителями услуг). Таким образом, весь комплекс мер пресечения, предупреждения и профилактики  правонарушений на потребительском рынке при рассмотрении обращений в первом  полугодии 2019 году был применен Управлением и его территориальными отделами  исчерпывающим образом. 

Управлением была продолжена работа по судебной защите нарушенных прав потребителей. За  1 полугодие 2019  года  Управление  и  его  территориальные отделы в соответствии с п. 5 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей»  212  раз  были  привлечены  судом  для  дачи   заключений  по гражданским делам  в  целях защиты прав потребителей.  Из 212  заключений,  данных  в процессах специалистами государственного органа, за 1 полугодие 2019 года, по состоянию на отчётный период,  судами  рассмотрено 207 гражданских дел, по которым вынесено 196 решений в пользу потребителей. Удельный вес удовлетворенных судами исков по заключениям представителей  государственного органа составил 94,6 %.

Первую  позицию  по судебным спорам между потребителями и продавцами товаров (исполнителями услуг, работ) занимают  судебные  споры  в  сфере оказания услуг связи  (удельный вес 35,3 % от общего количества).

На  втором  месте  -  судебные  споры  в  сфере  розничной  торговли  (удельный вес 28,7  % от общего количества).

Третье место занимают гражданские процессы, где потребители предъявляли исковые требования к фирмам-застройщикам при неисполнении последних обязательств по  договорам  участия  в  долевом  строительстве (удельный вес 12,2 %).

Четвертое место поделили судебные споры потребителей в сфере оказания  риэлтерских услуг,  а также споры  потребителей  с исполнителями услуг, работ  в  рамках  заключенных возмездных договоров оказания услуг либо выполнения работ  индивидуального характера (4,7 %).

Пятое место заняли гражданские процессы, в которых потребители судились с кредитными и страховыми организациями (удельный вес 3,7 %).

За  1 полугодие 2019  года Управление  и  его территориальные отделы  подали  в суды  35  исков  в  защиту  нарушенных  прав  и  интересов  потребителей,  в том числе:  6  исков  в защиту неопределенного круга потребителей. Из которых, по состоянию на отчётный период,  судами рассмотрен  21 иск,  в пользу государственного органа  по искам  вынесено 18  решений,  законные права  и  интересы  потребителей  были  защищены.  По  остальным исковым заявлениям судебные процессы еще не окончены. Удельный вес удовлетворенных  судами   исков  государственного  органа  составил  85,7 %.

За 1 полугодие 2019 года посредством вынесенных судебных решений в пользу потребителей  по  заключениям  и  по  искам  Управления  и  его  территориальных отделов потребителям возмещены денежные средства  в  общей  сумме  22 081 100 рублей.

Усиление судебной защиты нарушенных прав потребителей путем увеличения участия представителей Управления в гражданских процессах для дачи заключений является приоритетной задачей в работе Управления.

На портале  - «Государственный  информационный  ресурс в сфере защиты прав потребителей»  - в  модуле «Судебная практика»  в региональном разделе  Управление  по состоянию на текущий период разместило 1810 судебных решений по гражданским  делам.

В целях государственного федерального надзора в области защиты прав потребителей Управлением и его территориальными отделами по округу за первое полугодие 2019 года  проведено 64 проверок  в отношении хозяйствующих субъектов.  Все проверки внеплановые. По итогам 42 проверок было выявлено 126 нарушений обязательных требований законодательства.  В среднем, на 1 надзорное мероприятие с выявленными нарушениями приходится по 3 правонарушения, что на уровне индикативного  показателя  за  аналогичный период прошлого года.

Охват контрольно-надзорных мероприятий с привлечением экспертов лабораторий ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО» и применении лабораторных и инструментальных  методов  исследований  составил 71,8  %. 

По структуре  внеплановых проверок: основная доля (84 % от общего количества) контрольных мероприятий  Управлением и его территориальными отделами  проведена на основании распоряжений руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. 

По результатам выявленных нарушений при проверках выдано 42  предписания,  которые индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по состоянию на текущий период  все выполнены в добровольном порядке.

Кроме того,  по результатам  контрольно-надзорных мероприятий составлено 150 протоколов об административных правонарушениях, из которых 30 протоколов составлено по результатам проведенных административных расследований. По состоянию на отчетный период вынесено 150 постановлений о назначении административного наказания. Общая сумма наложенных штрафных санкций составила  694 500 рублей, из которых  433 500  рублей уже  взыскано с виновных субъектов (удельный вес - 62, 4 %). 

Управление в первом полугодии 2019 года  продолжило работу по информированию и консультированию граждан. Общее количество мероприятий, направленных на правовое просвещение потребителей через СМИ, составило 99 выступлений, в том числе 78 публикаций.  На официальном сайте Управления  и  в сети Интернет  по  защите  прав потребителей размещено 53  информационных материала. За первое полугодие 2019 года проведено  16 «горячих линии» по тематическому консультированию граждан.   





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей