Управление Роспотребнадзора по ЯНАО
 

О маркировке табачной продукции средствами идентификации

Управление Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление) информирует, что на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р с 1 марта 2019 года табачная продукция подлежит обязательной маркировке средствами идентификации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 № 224 утверждены Правила маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенности внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции.

Ввод в оборот сигарет (код по классификатору 12.00.11.130, код по товарной номенклатуре 2402 20) и папирос (код по классификатору 12.00.11.140, код по товарной номенклатуре 2402 20 900 0) без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке указанных видов табачной продукции средствами идентификации и их первой продаже (передаче, реализации) на территории Российской Федерации допускается до 1 июля 2019 года. Розничная продажа указанных видов табачной продукции, произведенных (ввезенных) после 1 июля 2019 года  допускается только при условии передачи в информационную систему мониторинга сведений об их продаже.

Иные виды табачной продукции подлежат обязательной маркировке средствами идентификации с 1 июля 2020 года.

При этом, оборот сигарет и папирос, не маркированных средствами идентификации, введенных в оборот до 1 июля 2019 года допускается до 1 июля 2020 года.

Понятие  «ввод табачной продукции в оборот» раскрыто в Правилах маркировки табачной продукции средствами идентификации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 № 224 и означает следующее:

 - при производстве табачной продукции на территории Российской Федерации - первичная возмездная или безвозмездная передача табачной продукции от производителя табачной продукции новому собственнику либо иному лицу с целью ее отчуждения такому лицу или для последующей реализации, которая делает ее доступной для распространения и (или) использования;

 - при производстве табачной продукции вне территории Российской Федерации (за исключением табачной продукции, ввозимой из государств - членов Евразийского экономического союза) - выпуск таможенными органами для внутреннего потребления табачной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию;

 - при производстве табачной продукции вне территории Российской Федерации в отношении табачной продукции, ввозимой из государств - членов Евразийского экономического союза, - ввоз юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, табачной продукции в Российскую Федерацию.

Одновременно у организаций оптовой торговли табачной продукцией, приобретающих табачную продукцию непосредственно у производителей и импортеров, возникает обязанность по внесению в информационную систему мониторинга сведений в отношении приобретения табачной продукции у производителей и импортеров.

        «Информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» - это государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена такой информацией и обеспечения прослеживаемости указанных товаров, а также в иных целях, предусмотренных федеральными законами.

Управление отмечает, что согласно Правилам маркировки табачной продукции средствами идентификации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 № 224  «средство идентификации табачной продукции» - это код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде штрихового кода, формируемый в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом VIII настоящих Правил, для нанесения на потребительскую и групповую упаковки.

Средство идентификации табачной продукции наносится в виде двухмерного штрихового кода на потребительскую и групповую упаковки в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix». Требованиями к качеству нанесения средств идентификации на потребительскую и групповую упаковки являются:

 - нанесение печатью с использованием метода коррекции ошибок ЕСС-200 в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix»;

 - использование ASCII кодирования на основе национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix».

Средство идентификации потребительской упаковки содержит код маркировки, включающий в себя 4 группы данных, из которых первые 3 группы образуют код идентификации потребительской упаковки, при этом:

 - первая группа состоит из 14 цифр и содержит код товара;

 - вторая группа состоит из 7 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов) и содержит индивидуальный серийный номер упаковки табачной продукции;

 - третья группа состоит из 4 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов) и содержит в перекодированном виде максимальную розничную цену потребительской упаковки с точностью до одной копейки;

 - четвертая группа состоит из 4 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов) и содержит код проверки.

Средство идентификации потребительской упаковки предоставляется в виде двумерного штрихового кода в формате DataMatrix.

Средство идентификации групповой упаковки предоставляется в виде двумерного штрихового кода в формате GS1 - DataMatrix.

Контроль за оборотом маркированной табачной  продукции на территории Российской  Федерации осуществляется территориальными органами Роспотребнадзора в порядке, установленном  Федеральным  законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Правилами маркировки табачной продукции средствами идентификации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 № 224.

За оборот немаркированной табачной продукции средствами  идентификации и нарушение порядка её маркировки  на территории Российской  Федерации предусмотрена административная ответственность (статья 15.12 КоАП РФ) и уголовная ответственность  (статья 171.1 УК РФ).

Для получения более подробной информации по данной тематике потребители могут  обратиться по телефону «горячей линии» Управления: 8 (34922) 4-13-12, время работы в рабочие дни с 8:30 час. до 17:00 час., перерыв с 12:30 час. до 14:00 час., и по телефонам отдела защиты прав потребителей  Управления: 8 (34922) 3-08-89, 4-02-43.