Горячая линия Горячая линия
+7 (34922) 4-13-12

Время работы с 8-30 до 17-00. Перерыв с 12-30 до 14-00

Горячая линия в выходные и праздничные дни
8 (800) 100 03 12


Управление Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу помогло потребителю взыскать убытки с АО «Аэропорт Салехард»

Иск Управления  Роспотребнадзора  по  Ямало-Ненецкому автономному округу в интересах потребителя к ответчику АО «Аэропорт Салехард» о взыскании убытков, компенсации морального вреда, штрафа  за нарушение прав потребителей был частично удовлетворен судом.

Суть гражданского дела № 2-2163/2018 по данному иску была такова:

Потребитель С. приобрёл билеты в авиакомпании S7 для себя и членов семьи по маршруту Салехард - Москва (Домодедово) с вылетом 05.02.2018 года. Рейс в итоге выполнялся Авиакомпанией  «Ямал».  05.02.2018 года  рейс YC-31 по маршруту Салехард - Москва вылетел из г. Салехард с задержкой более чем на 6 (шесть) часов.  Причина задержки указанного  рейса - неоднократные  переносы  Авиакомпанией  «Ямал» его вылета  из-за  замены воздушного судна. 

В связи с чем,  потребитель С.  со своей семьей опоздал на все последующие, ранее им оплаченные, стыковочные авиарейсы по маршруту:  Москва - Доха - Банкок - Самуи (QR-234, QR-830, QR-4317). Вылет из Москвы по вышеуказанным  направлениям  был запланирован 05.02.2018 года на  13 часов 10 минут московского времени. По этой причине  потребителю потребовалось приобрести другие авиабилеты и он понёс убытки в виде затрат на их покупку  в сумме 75 926 рублей 84 копейки. Замена воздушного судна авиакомпанией произошла в связи с тем, что сотрудниками АО «Аэропорт Салехард» осуществлялась доставка маломобильного пассажира при помощи амбулифта, при использовании которого была повреждена обшивка фюзеляжа  самолета в районе сервисной (служебной) двери в виде двух вмятин. Повреждение произошло в момент касания платформы неисправного амбулифта к борту воздушного судна. В результате вреда, причиненного действиями сотрудников АО «Аэропорт Салехард»  воздушному судну,  которое должно было выполнить  рейс  YC-31 05.02.2018 года в 09 часов 10 минут по маршруту Салехард - Москва, перевозчиком эксплуатация данного самолета была приостановлена. Указанное судно направлено с целью осмотра у производителя  и дальнейшего ремонта в аэропорт Домодедово г. Москва, так как полет пассажиров на нем мог быть небезопасным. Данное обстоятельство подтверждается Листом технического осмотра, техническим актом,  решением  от 05.02.2018 года,  Листом одобрения ремонта воздушного судна от 08.02.2018 года, выданными АО «Гражданские  Самолеты Сухого», заданием на полет № 988 от 05.02.2018 года, материалами  и решением   Арбитражного  суда  ЯНАО  по делу  № А81-3554/2018. Расследование данного происшествия с рейсом YC № 31 датой вылета - 05.02.2018 года по маршруту Салехард-Москва было произведено представителями Росавиация, что  также  было отражено  в  решении Арбитражного  суда  ЯНАО  по делу  № А81-3554/2018. Авиакомпания «Ямал» для дальнейшей перевозки пассажиров  рейса  YC-31 05.02.2018 года  направило  из  г. Тюмень в г. Салехард  резервное  воздушное судно.

Таким образом, вины Авиакомпании перед пассажирами в задержке рейса YC № 31 не имелось, что также было указано в решении Салехардского городского  суда  ЯНАО от 31.07.2018 года по гражданскому делу  № 2-1464/2018.  В указанном решении суда отмечалось, что согласно  выводам  комиссионного  расследования  инцидента основной причиной повреждения воздушного суда, которое должно было выполнить рейс YC-31 05.02.2018 года в 09 часов 10  минут по маршруту Салехард-Москва, явился необоснованный допуск персоналом АО «Аэропорт Салехард» технически неисправного используемого  автотранспортного  средства (амбулифта).

В силу пунктов 1, 3 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» -   вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем. Кроме того, пунктом 2 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» определено  право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

В связи с чем, пострадавший  пассажир направил в адрес АО «Аэропорт Салехард» письменную претензию в начале сентября  2018 года, в которой  потребовал в досудебном порядке выплаты ему убытков в сумме 75 926 рублей  84 копейки. Ответчик в ответе на претензию от 17.09.2018 года отказал в выплате данной суммы, сославшись на то, что возмещение материального ущерба подлежит перевозчиком. Таким образом, в досудебном порядке урегулировать данный спор не удалось.

В  дальнейшем,  данный гражданин  обратился в Управление  Роспотребнадзора  по  Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту - Управление)  с письменным заявлением  о  защите  его прав  в судебном порядке путем подачи иска в суд в его интересах. 

Соответствующий иск был  Управлением подготовлен с требованиями  к ответчику - АО «Аэропорт Салехард» о взыскании  в пользу потребителя: убытков в сумме 75 926 рублей 84 копейки, компенсации  морального вреда в размере 30 000 рублей,  штрафа за неудовлетворение требований  потребителя в добровольном порядке в размере 50 % от присужденной суммы на основании п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Представитель Управления в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме. Привела доводы о том, что воздушное судно было повреждено по вине работников ответчика в результате использования амбулифта с нарушением правил эксплуатации и без должной проверки. Указала, что, хотя по существу ущерб причинён в рамках деликтных отношений, но это не исключает применение законодательства о защите прав потребителей. Возражала против доводов представителя АО «Аэропорт Салехард» о том, что ответчиком является производитель амбулифта.  Представитель ответчика  с требованиями иска не согласился, указал, что ответственность за возмещение ущерба лежит на производителе амбулифта. Его эксплуатация осуществлялась в соответствии с рекомендациями производителя.

С учётом всех обстоятельств данного дела суд пришел к выводу, что использование амбулифта было обусловлено обслуживанием воздушного судна и необходимостью обеспечения доставки пассажира на борт воздушного судна. Повреждение воздушного судна и использование амбулифта находилось в прямой причинно-следственной связи. В связи с повреждением воздушного судна авиакомпания правомерно произвела его замену, однако это вызвало задержку рейса, в результате чего истец  (потребитель) и члены его семьи опоздали на все остальные рейсы.

В итоге, суд, выслушав доводы представителя государственного органа и ответчика, исследовав материалы гражданского дела № 2-2163/2018,  решил:

 - иск Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу  в интересах потребителя С. к АО «Аэропорт Салехард» о  взыскании убытков, компенсации морального вреда, штрафа удовлетворить частично. Взыскать в пользу потребителя  с ответчика убытки в размере 75 926 рублей 84 копейки, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, штраф за нарушение прав потребителей в размере 47 963 рублей 42 копейки.

          Ответчик не согласился с решением Салехардского городского суда  от 21.11.2018 года по данному делу и  оспорил его в апелляционном порядке путем  подачи  апелляционной   жалобы   в суд ЯНАО. Судебной коллегией по гражданским делам  суда ЯНАО  от 23.05.2019 года  было определено  решение Салехардского городского суда  от 21.11.2018 года  по гражданскому  делу  № 2-2163/2018  отменить в части удовлетворения исковых требований истца  о взыскании с АО  «Аэропорт Салехард» в пользу потребителя  компенсации морального вреда и  штрафа. В остальной части - о взыскании  с АО  «Аэропорт Салехард»  в пользу потребителя   убытков  в размере 75 926 рублей 84 копейки - судебная  коллегия  по гражданским делам суда  ЯНАО оставила  решение  Салехардского  городского  суда  от 21.11.2018  года  без изменения.

С указанными решением и апелляционным определением  по делу № 33-1318/2019  можно ознакомиться на интернет - портале  - «Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей» (адрес сайта - http://zpp.rospotrebnadzor.ru)  в  модуле  «Судебная практика»  в региональном разделе  данного модуля - «Ямало-Ненецкий автономный округ».





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Эпидемиологический надзор