Информация для потребителей туристических услуг

Действия потребителя в случае просрочки доставки багажа в пункт назначения авиаперевозчиком

Управление  Роспотребнадзора по  Ямало-Ненецкому автономному округу  (далее по тексту - Управление) в связи с  поступающими  устными обращениями  от граждан  о разъяснении прав  потребителей  в случае просрочки  доставки  багажа в пункт назначения  авиаперевозчиком на территории Российской Федерации информирует о следующем.

Важно! Оказание услуг воздушной перевозки регулируется: Гражданским кодексом РФ (далее по тексту - ГК РФ), Воздушным кодексом РФ (далее по тексту - ВК РФ), Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 г. № 82 «Об утверждении Федеральных  авиационных  правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее по тексту - ФАП № 82), Законом РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту - Закон  № 2300-1).

Согласно ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом. Билет необходимо сохранять в течение всей перевозки.

Согласно требованиям пункта 87 ФАП № 82 - при оформлении багажа пассажиру выдается часть (отрывной талон) номерной багажной бирки, а другая часть прикрепляется к каждому месту багажа, принятого перевозчиком к перевозке в багажном отсеке воздушного судна под ответственность перевозчика за сохранность таких вещей с момента их сдачи пассажиром до момента выдачи пассажиру (далее - зарегистрированный багаж). Номерная багажная бирка служит для опознавания каждого места зарегистрированного багажа и содержит информацию о фамилии и имени пассажира, номере рейса, дате вылета, аэропорте (пункте) отправления и аэропорте (пункте) назначения, до которого зарегистрированный багаж принят к перевозке, весе места багажа. Номерная багажная бирка может содержать иную дополнительную информацию. Для обозначения особых условий перевозки к зарегистрированному багажу дополнительно прикрепляется специальная безномерная багажная бирка.

Обращаем внимание! На основании ст. 120 ВК РФ  - за просрочку доставки, в том числе,  багажа в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В целях досудебного взыскания штрафа, предусмотренного ст. 120 ВК РФ, пассажиром перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя предъявляется претензия в соответствии с пунктами 3, 4 ст. 124 ВК РФ. Дополнительно можно  направить её по почте заказным письмом с уведомлением с описью вложений по адресу  места нахождения авиакомпании.

Просрочку доставки багажа рекомендуется зафиксировать в коммерческом акте сразу при обнаружении факта (наступлении события) недоставки багажа авиакомпанией-перевозчиком по указанному в билете маршруту.  Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира права  на предъявление претензии или иска. Пассажир или управомоченное им лицо в качестве  обеспечения доказательств  в подобных ситуациях  может приложить к претензии  копию багажной квитанции.            Причем согласно положениям ст. 126 ВК РФ при внутренних воздушных перевозках претензии перевозчику могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

На основании ст. 127.1. ВК РФ - перевозчик обязан в течение тридцати дней со дня поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить лицо, предъявившее претензию, об удовлетворении или отклонении претензии.

Если претензия перевозчиком отклонена, то потребитель вправе  направить иск в суд.   Иски к перевозчику согласно соответствующему правилу, содержащемуся в части 3 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса РФ, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

Для сведения! Если цена иска до 50 тыс. руб. - иск подаётся мировому судье, если более - в районный (городской) суд. Потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд.

В случае виновных действий перевозчика у потребителя также возникает право требования компенсации морального вреда. Размер компенсации морального вреда на основании ст. 15 Закона  № 2300-1 определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

За дополнительной информацией по данной тематике  граждане  могут обратиться в отдел защиты прав потребителей Управления  по телефонам: 8(34922)4-02-43, 3-08-89.


Приятных всем путешествий!