Управление Роспотребнадзора по ЯНАО
 

Итоги работы Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу по защите прав потребителей, приобретших товары дистанционным способом, за 2017 год

В настоящее время среди потребителей покупка товаров посредством сети Интернет становится распространенным явлением. Это связано с удобством получения товара, в том числе по месту нахождения потребителя, более низкой ценой товара. Такой способ продажи товара называется дистанционным.

Управление Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу отмечает, что продажа товаров  дистанционным способом  в регионе осуществляется  путем ознакомления потребителей с их описанием в Интернет - магазинах  через электронные каталоги или электронные буклеты  на различных порталах в глобальной сети, а также посредством электронных средств массовой информации, средств связи (теле-радио-реклама, почтовая связь) и мобильных приложений. Однако в данном сегменте розничной торговли случаются жалобы и нарекания потребителей: на введение их в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров, на нарушение сроков их доставки, либо доставки совершенно иных товаров, которых граждане не заказывали и не приобретали. Важно отметить, что при дистанционным способе покупки товара, исключается возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. То есть товар в момент покупки нельзя потрогать, примерить, понюхать или детально рассмотреть его со всех сторон. Возникают претензии к продавцам товаров при их продаже дистанционным способом и у жителей Ямало-Ненецкого автономного округа.

Так в  2017 году в Управление Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту - Управление) и его территориальные отделы поступило 65 обращений от граждан по данному сегменту торговли (против - 51 обращения в 2016 году). Из общего количества поступивших в 2017 году обращений: 53 - устные обращения, 12 - письменные. Все обращения рассмотрены, гражданам в 65 случаях даны разъяснения норм действующего законодательства РФ с указанием алгоритма действий. По устным обращениям было подготовлено 29 досудебных претензий к продавцам товаров (против 27 претензий в 2016 году). 4 письменных заявления направлены Управлением по подведомственности.

Кроме того, по 1 письменному обращению в 2017 году в суд было направлено исковое заявление от имени Управления в защиту конкретного потребителя (в 2016 году было направлено 3 иска). Данный иск судом рассмотрен, требования государственного органа в интересах потребителя были удовлетворены. Помимо этого, в 3 случаях по обращениям граждан Управлением подготовлены проекты исковых заявлений для их самостоятельной подачи потребителями в суд.

Проверки в 2015-2017 годах в указанном сегменте потребительского рынка Управлением и его территориальными отделами не проводились в связи с отсутствием оснований.

В течение 2017 года Управление и его территориальные отделы по округу 23 раза привлекались судом к участию в гражданские процессы для дачи заключений по делам, в соответствии со ст. 47 ГПК РФ и п. 5 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей». В судах было дано 23 письменных заключения (против 13 - в 2016 году), в 21 случае по данным гражданским делам суд принял решение в пользу потребителей. Общая сумма присужденных судом денежных средств в пользу потребителей по заключениям государственного органа составила  275 400 рублей, в том числе 23 000 рублей компенсации морального вреда.

Помимо этого, Управлением по дистанционному способу продажи товаров осуществлялось взаимодействие с высшими органами исполнительной власти региона и правоохранительными органами при рассмотрении письменных обращений потребителей в случаях, когда рассматриваемые вопросы по обращениям не входили либо частично входили в компетенцию Управления. Помимо этого, межведомственное взаимодействие по возникшим проблемным вопросам в данном сегменте потребительского рынка Управлением осуществлялось на заседаниях координационного торгового Совета в ЯНАО, а также на заседаниях Консультативного Совета по защите прав потребителей при Управлении.

Работа по пресечению и предупреждению правонарушений в указанном сегменте потребительского рынка Управлением продолжается.

В качестве примера из судебной практики:  по гражданскому делу № 2-295/2017 Управление в лице его территориального отдела в г. Новый Уренгой защищало права потребителя С. путем подачи иска в его интересах к ответчику - ООО «Торговый Дом СтройМаркет» о расторжении договора купли-продажи дистанционным способом части поставленных строительных и отделочных материалов на сумму 39 860 рублей; взыскании с ответчика законной неустойки, компенсации морального вреда; штрафа на основании п. 6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» в размере 50% за неудовлетворение законных требований потребителя в досудебном (претензионном) порядке. Суть гражданского дела № 2-295/2017 была такова:

Потребитель С. в июле 2016 года заключил с ООО «Торговый дом СтройМаркет» (далее по тексту - ответчик) договор розничной купли-продажи дистанционным способом строительных и отделочных материалов для своего дома на общую сумму 134 676 рублей 30 копеек. Деньги за заказанный ассортимент товаров были перечислены ответчику в виде предоплаты. В августе 2016 г. изделия были доставлены потребителю без информации о порядке его возврата. Монтаж стеновых панелей при наружной отделке дома, с целью которого приобретался товар, производили работники ответчика, которые определили, что для работ не подходят дюбели фасадные 10*60 Чапай в количестве 2 000 штук на сумму 5 360 рублей и шурупы 6х20 универсальные с потайной головкой Pozi, острый наконечник, оцинкованные, в количестве 2 500 штук на сумму 34 500 рублей. В середине сентября 2016 г. товар был отправлен и 20.09.2016 г. получен ответчиком. Денежные средства за товар не выплачены.

02.11.2016 г. потребителем ответчику направлена претензия, которая была проигнорирована юридическим лицом. В дальнейшем пострадавший гражданин обратился в территориальный отдел Управления  в г. Новый Уренгой и Тазовском районе для оказания ему судебной защиты нарушенных прав. В связи чем, территориальный отдел подготовил в Новоуренгойский городской суд иск в защиту обратившегося потребителя и просил расторгнуть договор купли-продажи дистанционным способом части поставленных строительных и отделочных материалов на сумму 39 860 рублей; взыскать с ответчика законную неустойку, компенсировать моральный вред в размере 1 000 рублей; взыскать штраф на основании п. 6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» в размере 50% за неудовлетворение законных требований потребителя в досудебном порядке.

В судебном заседании потребитель С. настаивал на удовлетворении исковых требований и пояснил суду, что летом ему нужны были данные отделочные материалы для обшивки дома. С ответчиком договорился о том, что его работники будут делать отделку фасадов дома заказанными стройматериалами. В сентябре 2016 года обнаружилось, что крепления не подходят; материалы отправил назад. Ответчик их получил, но возвратить потребителю деньги за них обещал только после реализации товара. На момент рассмотрения иска денежные средства от общества не поступали. ООО «Торговый дом СтройМаркет» в судебное заседание не явился, дело было рассмотрено судом в его отсутствие.

В соответствии с п.3 ст.26.1. Закона РФ «О защите прав потребителей» потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона, а также предусмотренная п.4 ст.26.1. информация о порядке и сроках возврата товара. Согласно п.4 ст.26.1 Закона - потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Исследовав материалы дела и руководствуясь вышеуказанными нормами Закона РФ «О защите прав потребителей», суд решил: удовлетворить иск территориального отдела Управления в интересах потребителя С.; расторгнуть договор купли-продажи, заключенный между ООО «Торговый Дом СтройМаркет» и потребителем С. в отношении товара: дюбелей фасадных 10*60 Чапай в количестве 2 000 штук, шурупов 6х20 универсальных с потайной головкой Pozi, острый наконечник, оцинкованных, в количестве 2 500 штук. Взыскать в пользу потребителя С.  с ответчика денежную сумму за товар в размере 39 860 рублей, неустойку в размере 24 713 рублей 20 копеек, денежную компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, штраф в размере 32 786 рублей 60 копеек; а всего взыскать: 98 359 рублей 80 копеек. Решение Новоуренгойского городского суда ЯНАО вступило в законную силу.