Информация для потребителей туристических услуг

Актуальная информация в сфере оказания услуг общественного питания в праздничные дни.

Управление Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу  (далее по тексту - Управление) в связи с проведением населением корпоративных вечеров отдыха в праздничные Новогодние и Рождественские дни информирует жителей округа, что отношения между потребителями и исполнителями (организациями, предприятиями) в сфере оказания услуг общественного питания регулируют Правила оказания услуг общественного питания, утв.постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036 (далее по тексту - Правила) и Закон РФ «О защите прав потребителей». Указанные Правила обеспечивают права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, определяют перечень необходимой информации об услугах и исполнителях услуг.  Кроме того, в действующих Правилах регламентирован порядок реализации прав потребителей, использующих услуги общественного питания. Правила разработаны в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей".

Важно знать! При осуществлении предварительного заказа, либо бронирования праздничного стола потребитель имеет право требовать от исполнителя услуги всю необходимую информацию. Так, согласно п.1 ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей» - потребитель вправе потребовать  предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Для организаций общественного питания перечень такой информации  и порядок ее доведения до потребителей содержатся в Правилах. Потребителю должна быть предоставлена следующая информация:

- перечень услуг и условия их оказания; 

- цены в рублях и условия оплаты услуг; 

- фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов; 

- сведения о весе (объёме) порций готовых блюд продукции общественного питания, ёмкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объёме её порции; 

- сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок;

- информацию о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов);

-  обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.

Обращаем внимание! Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг. В меню (винной карте) исполнителем указываются наименование алкогольной продукции, объём и цена алкогольной продукции в потребительской таре, если исполнитель предлагает и реализует алкогольную продукцию в потребительской таре, и (или) наименование алкогольной продукции, объём и цена за порцию, не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объём порции устанавливается по усмотрению исполнителя).

Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания, как в зале, так и вне зала обслуживания.

Потребитель вправе получить дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной.

Каждое предприятие (организация) общественного питания должно иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию, Правила оказания услуг общественного питания, которые в наглядной и доступной форме доводятся исполнителем до сведения потребителей.

В настоящее время услуги общественного питания не подлежат обязательной сертификации, однако согласно ст.21 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184 - ФЗ «О техническом регулировании»  исполнители вправе проводить добровольную сертификацию. Она осуществляется в целях удостоверения соответствия  услуг техническим регламентам, сводам правил, стандартам, условиям договоров, для содействия приобретателям в комплектном выборе услуг, повышения  конкурентоспособности услуг. При наличии добровольной  сертификации нужно ознакомить  потребителя с подлинником  сертификата или его копией, заверенной  держателем сертификата, нотариусом  или органом по сертификации услуг, выдавшем сертификат.

Обратите внимание!

Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству РФ. Исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах (далее именуются - нормативные документы) обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.

Некоторые заведения дополнительно к цене блюд взимают с посетителей дополнительную плату за дополнительные услуги. Например, за показ шоу-программы, музыкальное сопровождение, за предоставление беспроводного Интернета или обслуживание официантом. Информацию о подобных платных услугах  также необходимо доводить до сведения потребителей  в меню или прейскуранте. Кроме того, потребитель должен быть согласен на получение данного вида дополнительной услуги. В противном случае он вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Согласно п.2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» - запрещается обуславливать приобретение одной услуги с обязательным приобретением другой услуги. Потребитель имеет право по Закону на возмещение убытков.

Порядок оказания услуг! На основании п.16 Правил исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением ее заказать, на условиях, согласованных сторонами. Условия оказания услуги, в том числе ее цена, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда предоставление льгот для отдельных категорий потребителей предусмотрено законом.

 Предварительный заказ на оказание услуги может быть оформлен путём составления документа (заказ, квитанция и другие виды), содержащего необходимые сведения (наименование исполнителя, фамилия, имя и отчество потребителя, вид услуги, её цена и условия оплаты, дата приёма и исполнения заказа, условия выполнения услуги, ответственность сторон, должность лица, ответственного за приём и оформление заказа, подпись лица, принявшего заказ, и другие сведения), а также путём оформления заказа посредством телефонной, электронной или иной связи.

Один экземпляр документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуги, выдается потребителю.

Исполнитель вправе предложить потребителю предварительную оплату услуг, оплату после отбора блюд или после приёма пищи либо другие формы оплаты, а также наличный или безналичный порядок расчёта за оказываемые услуги в зависимости от метода обслуживания, типа, специализации исполнителя и других условий. Потребитель обязан оплатить оказываемые услуги в сроки и в порядке, которые согласованы с исполнителем.

Если меню предусмотрен комплексный обед, то потребитель вправе заказать одно или несколько блюд из входящих в комплекс, оплатив его по соответствующей цене.

Для проверки объёма (массы) продукции общественного питания исполнитель обязан предоставить посетителю такую возможность по его требованию. Так как объем подаваемых блюд должен строго соответствовать перечню, указанному в меню.

При оказании услуги ненадлежащего качества, с нарушением согласованных сроков исполнения услуги, при несоблюдении качества приготовляемых блюд, исполнитель несёт ответственность, предусмотренную Законом РФ «О защите прав потребителей», Правилами.

За нарушение прав потребителя на исполнителя может быть возложена: гражданско-правовая ответственность, административно-правовая и уголовная ответственность. Таким образом, Законом предусмотрено достаточное количество способов и механизмов защиты прав потребителей.

При возникновении конфликтных ситуаций гражданам надлежит пройти претензионный путь, предъявив исполнителю услуги соответствующее письменное требование с указанием сути нарушения прав потребителя. В случае, если по претензии конфликт урегулировать не удалось, Вы можете обратиться в Управление (его территориальные отделы по округу) либо в общественные организации по защите прав потребителей за помощью в защите Ваших нарушенных прав. Желательно иметь в наличии любой документ, подтверждающий предоставление Вам услуги общественного питания.

За дополнительной информацией, а также в случае обнаружения фактов нарушений прав потребителей при оказании услуг общественного питания, просим обращаться в Управление Роспотребнадзора по ЯНАО (г. Салехард, ул. Титова, д. 10, тел. приёмной 4-13-12), его территориальные отделы (адреса и телефоны указаны на официальном сайте).


Приятных Вам праздничных вечеров!

С Новым Годом и Рождеством!