Горячая линия Горячая линия
8 (800) 100 03 12
Время работы с 8-30 до 17-00.
Перерыв с 12-30 до 14-00
Единый консультационный центр Роспотребнадзора
8 (800) 555 49 43
по России звонок бесплатный


Анализ практики осуществления государственного надзора (контроля) Управлением Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу за 1 квартал 2021 года

Анализ правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу  (далее - Управление) подготовлен в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 18.12.2020г №837 в рамках реализации мероприятий Программы профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 № 675, Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Деятельность Управления по осуществлению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению ими обязательных требований в установленной сфере деятельности Роспотребнадзора регламентируется следующими документами:

- Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с внесенными изменениями;

-  Законом Российской Федерации  от  07.02.1992 № 2300-1  «О защите прав потребителей» с внесенными изменениями;

- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с внесенными изменениями;

- Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с внесенными изменениями;

 - Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» с внесенными изменениями;

- Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с внесенными изменениями;

- Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с внесенными изменениями;

-  Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с внесенными изменениями;

-  Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

- «Административным регламентом Роспотребнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг», утв. приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 и другими нормативно-правовыми актами.

Основания  и порядок проведения мероприятий по контролю, закреплены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ), который устанавливает:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля);

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

В силу требований ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;

5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;

10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) определены ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, это:

  • презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации; 
  • проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц; 
  • недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;  
  • ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля; 
  • недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю; 
  • финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;  
  • разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Реализацией принципа презумпции добросовестности со стороны субъектов предпринимательской деятельности является, в том числе, проведение ими ряда мероприятий, направленных на соблюдение требований качества и безопасности деятельности по отношению к производственному процессу, выпускаемой продукции, оказываемым услугам, выполняемым работам и т.д., в том числе:


Результаты правоприменительной практики, статистика типовых нарушений обязательных требований при проверках в период январь-март 2021 года. Сведения о проведенных в отношении подконтрольных лиц проверках и иных мероприятиях по контролю.

Предметом государственного контроля является организация и проведение проверок соблюдения субъектами санитарного законодательства,  а также законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

             План на 2021 год составлен с учетом риск-ориентированного подхода, который включает в себя систему оценки потенциальной опасности объектов, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору и надзору в сфере защиты прав потребителей с учетом критериев риска причинения вреда здоровью человека, и решает следующие задачи:

  • обеспечения условий пропорциональности интенсивности контрольно-надзорной деятельности риску причинения вреда;
  • концентрации усилий надзорных органов на объектах, представляющих наибольшую опасность для здоровья человека;
  • сокращения числа проверок на объектах низкого риска;
  • рационального и наиболее эффективного использования средств, выделенных на осуществление надзора за исполнением государственной функции;
  • улучшения качества среды обитания, условий труда и безопасности потребительской продукции за счет предупреждения нарушений санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей объектами, представляющими наибольший риск для здоровья;
  • стимулирования объектов надзора к соблюдению требований санитарного законодательства через возможность обоснованного снижения периодичности плановых проверок.
  • повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

На 01.01.2021г на надзоре в Управлении состоит 4 148 ЮЛ и ИП (10 087 объектов). От общего числа к объектам чрезвычайного риска отнесены 1,6%; высокого риска - 18,2%; значительного риска - 38,6%; среднего риска - 31,9%; умеренного риска - 6,8%; низкого риска - 2,7%. Всего вынесено 306 распоряжения на проведение мероприятий по контролю,  при этом более 80% проверок проведены в отношении объектов значительного и высокого риска, в ходе проверок в отношении более чем 86% ЮЛ и ИП выявлены правонарушения.

В структуре проведенных проверок 45% составляют плановые проверки.

По итогам проверок наложено 261 административное наказание, 18 предупреждений, в 5 случаях применена статья 4.1.1. КоАП РФ, вынесено постановлений об административном наказании на общую сумму штрафов более 4-х млн.рублей.

В первом квартале проведено 466 профилактических мероприятий в отношении 593 субъектов, что составило 14% от общего числа подконтрольных субъектов.



 

Сведения о типовых нарушениях обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению


Типовые нарушения

Должно быть

Предприятия общественного питания

В производственных  помещениях допускается хранение личных вещей

п. 2.23 гл. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», а также Статьи 10 и 14 технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» :

 В предприятиях общественного питания запрещается проживание физических лиц, в производственных помещениях не допускается хранение личных вещей и комнатных растений

Не обеспечено наличие соответствующего для уборки производственных и санитарно-бытовых помещений отдельного промаркированного инвентаря.    

П. 2.19 гл. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»:

Для уборки производственных и санитарно-бытовых помещений должен выделяться отдельный промаркированный инвентарь, хранение которого должно осуществляться в специально отведенных местах. Уборочный инвентарь для туалета должен храниться отдельно от инвентаря для уборки других помещений.

Холодные блюда, кондитерские изделия и напитки размещаются на раздаче вне охлаждаемой витрины (холодильного оборудования), нарушаются установленные сроки годности и условия хранения

п. 3.5.2 гл. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»:

Для предотвращения размножения патогенных микроорганизмов не допускается размещение на раздаче для реализации холодных блюд, кондитерских изделий и напитков вне охлаждаемой витрины (холодильного оборудования) и реализация с нарушением установленных сроков годности и условий хранения, обеспечивающих качество и безопасность продукции

Не проводится обследование технического состояния системы вентиляции


П. 2.6.  СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг":

Обследование технического состояния системы вентиляции проводится перед вводом здания (помещения) в эксплуатацию или его реконструкцией, затем через 2 года после ввода в эксплуатацию, в дальнейшем не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции должны осуществляться инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха.

не проводятся мероприятия по профилактике заселенности насекомыми, грызунами, проведение дезинсекционных, дератизационных работ, обследование на заселенность насекомыми с кратностью не реже 2 раз в месяц, на объекте

п.2.1. п.2.3. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», п.2.1. п.3.4. п.3.5. СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими» ст.11.ст.29 ФЗ - №52 «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».

При входе на территорию на момент проверки отсутствовал знак о запрете курения, установленного образца

п.п.2 п.1, п. 5. ст.12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15 "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего дыма и последствий потребления табака" п.1. п.5 Приказа Минздрава России от 12.05.2014 г. 214Н.

не проводится производственный контроль, основанный на принципах ХАССП

п.2.1. СанПиН 2.3/2.4.3590-20

Предприятия общественного питания должны проводить производственный контроль, основанный на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия, лабораторные исследования и испытания), установленными предприятием общественного питания.

работники допускаются без медицинских осмотров

п.2.21. СанПиН 2.3/2.4.3590-20

Лица, поступающие на работу в организации общественного питания, должны соответствовать требованиям, касающимся прохождения ими профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, предварительных и периодических медицинских осмотров, вакцинации

разделочный инвентарь (доски, ножи) не имеет необходимой маркировки.

п.3.2. СанПиН 2.3/2.4.3590-20

Для продовольственного (пищевого) сырья и готовой к употреблению пищевой продукции предприятий общественного питания должны использоваться раздельное технологическое и холодильное оборудование, производственные столы, разделочный инвентарь (маркированный любым способом), многооборотные средства упаковки и кухонная посуда. Для предприятий общественного питания, имеющих менее 25 посадочных мест, допускается хранение в одном холодильнике пищевого сырья и готовой к употреблению пищевой продукции при условии их нахождения в закрытых контейнерах и гастроемкостях

Разделочный инвентарь для готовой и сырой продукции должен обрабатываться и храниться раздельно в производственных цехах (зонах, участках). Мытье столовой посуды должно проводиться отдельно от кухонной посуды, подносов для посетителей.

Столовая и кухонная посуда и инвентарь одноразового использования должны применяться в соответствии с маркировкой по их применению. Повторное использование одноразовой посуды и инвентаря запрещается.

хранение рабочей спецодежды персонала осуществляется совместно с верхней одеждой, навалом, индивидуальные шкафчики или специально отведенные места для отдельного хранения одежды второго и третьего слоя, обуви, головных уборов, а также иных личных вещей от рабочей одежды и обуви отсутствуют

п.3.4. СанПиН 2.3/2.4.3590-20

Для исключения риска микробиологического и паразитарного загрязнения пищевой продукции работники производственных помещений предприятий общественного питания обязаны:

оставлять в индивидуальных шкафах или специально отведенных местах одежду второго и третьего слоя, обувь, головной убор, а также иные личные вещи и хранить отдельно от рабочей одежды и обуви;

не оснащены посудой, тарой, изготовленными из материалов, соответствующих требованиям, предъявляемым к материалам, контактирующим с пищевой продукцией, устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств и обеспечивающими условия хранения, изготовления, перевозки (транспортирования) и реализации пищевой продукции

п. 2.9. СанПиН 2.3/2.4.3590-20

Предприятия общественного питания для приготовления пищи должны быть оснащены техническими средствами для реализации технологического процесса, его части или технологической операции (технологическое оборудование), холодильным, моечным оборудованием, инвентарем, посудой (одноразового использования, при необходимости), тарой, изготовленными из материалов, соответствующих требованиям, предъявляемым к материалам, контактирующим с пищевой продукцией <8>, устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств и обеспечивающими условия хранения, изготовления, перевозки (транспортирования) и реализации пищевой продукции

не оборудована система вентиляции

п. 2.15. СанПиН 2.3/2.4.3590-20

Предприятия общественного питания должны быть оборудованы исправными системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции и освещения, которые должны быть выполнены так, чтобы исключить риск загрязнения пищевой продукции.

в складских помещения для хранения продукции отсутствуют приборы для измерения относительной влажности и температуры воздуха

п. 3.13. СанПиН 2.3/2.4.3590-20

Складские помещения для хранения продукции должны быть оборудованы приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, холодильное оборудование - контрольными термометрами.

емкости с рабочими растворами дезинфицирующих, моющих средств не промаркированы с указанием названия средства, его концентрации, даты приготовления, предельного срока годности

п. 4.6. СанПиН 2.3/2.4.3590-20

Емкости с рабочими растворами дезинфицирующих, моющих средств должны быть промаркированы с указанием названия средства, его концентрации, даты приготовления, предельного срока годности (при отсутствии оригинальной маркировки на емкости со средством). Контроль за содержанием действующих веществ дезинфицирующих средств должен осуществляться в соответствии с программой производственного контроля.

Находится и используется для приготовления блюд пищевая продукция без соответствующей маркировки (отсутствует необходимая и достоверная информация: наименование продукции, производитель, дата изготовления, условия хранения, срок годности продукции, ее состав), определить конечный срок годности не возможно

п.2.2, п.2.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20

 п.1 ст.3, ст.5, п.1,6 ст.7, п.1 ст.10, п.7,9,12  ст.17 Технического регламента Таможенного союза ТРТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»,  ст.4.1.-4.12. Технического регламента Таможенного союза ТРТС 022/2011  "Пищевая продукция в части ее маркировки"

Прием пищевой продукции, в том числе продовольственного сырья, на предприятие общественного питания должен осуществляться при наличии маркировки и товаросопроводительной документации, сведений об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренных в том числе техническими регламентами.

В случае нарушений условий и режима перевозки, а также отсутствии товаросопроводительной документации и маркировки пищевая продукция и продовольственное (пищевое) сырье на предприятии общественного питания не принимаются.

В хозяйственной зоне на территории медицинской организации отсутствует контейнерная площадка для твердых коммунальных отходов


п. 4.1.11 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг"

В хозяйственной зоне на собственной территории медицинской организации оборудуется контейнерная площадка для твердых коммунальных отходов. Контейнерная площадка должна быть с твердым покрытием и въездом со стороны улицы, защищена от постороннего доступа, иметь ограждение и навес.

Не представлена проверка эффективности работы, а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования

п.4.5.2 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг"

Один раз в год должна проводиться проверка эффективности работы, а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования.

Технологические карты на производимую кулинарную продукцию отсутствуют  

п.2.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».

Изготовление продукции должно производиться в соответствии с ассортиментом, утвержденным руководителем организации или уполномоченным им лицом, по технологическим документам, в том числе технологической карте, технико-технологической карте, технологической инструкции, разработанным и утвержденным руководителем организации или уполномоченным им лицом. Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в технологических документах.

Медицинская организация

Стены помещений и покрытие полов в режимных отделениях лечебного учреждения с дефектами, имеются следы протекания, в свою очередь это  не обеспечивает проведение качественной уборки и дезинфекции.

п.2.7 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»

Покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.

В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими

Элементы потолка не фиксированы, что не обеспечивает проведение качественной уборки и дезинфекции.


п.4.3.3 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»

Материалы, из которых изготовлены потолки, должны обеспечивать возможность проведения влажной очистки и дезинфекции. Элементы потолков должны быть фиксированы без возможности сдвигания при уборке.

Умывальники в режимных кабинетах не оборудованы смесителями с бесконтактным управлением в предоперационных, перевязочных, реанимационных и процедурных кабинетах.

п.4.4.6 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»

Умывальниками с установкой смесителей с бесконтактным управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом, иными моющими средствами и растворами антисептиков оборудуются: предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, инфекционные, туберкулезные, кожно-венерологические, гнойные, ожоговые, гематологические отделения, клинико-диагностические и бактериологические лаборатории, а также в санитарных пропускниках, шлюзах-боксах, полубоксах.

не проводится ежегодно проверка эффективности работы вентиляционной системы а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции

п.4.5.2 требованиям СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»

Один раз в год должна проводиться проверка эффективности работы, а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования.

В асептических помещениях приток воздуха должен преобладать над вытяжкой. В помещениях инфекционного профиля вытяжка должна преобладать над притоком воздуха.

Программа производственного контроля выполнена не в полном объеме, не представлены протоколы лабораторных испытаний

п.2.1 СП 2.1.3678-20  "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг".

Хозяйствующий субъект в соответствии с осуществляемой им деятельностью по предоставлению услуг населению должен осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, с проведением лабораторных исследований и измерений с привлечением испытательных лабораторных центров, аккредитованных в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации

Детские образовательные организации

парты, столы и стулья не имеют цветовой маркировки в соответствии с ростовой группой, не соответствуют росту детей


п.2.4.3 СП 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Обучающиеся, воспитанники и отдыхающие обеспечиваются мебелью в соответствии с их ростом и возрастом. Функциональные размеры мебели должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническим регламентом.

Мебель для учебных заведений (парты, столы и стулья) обеспечивается цветовой маркировкой в соответствии с ростовой группой. Цветовая маркировка наносится на боковую наружную поверхность стола и стула.

В учебных помещениях табуретки и скамейки вместо стульев использоваться не должны. Вновь приобретаемая мебель должна иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия требованиям ТР ТС 025/2012.

Интерактивные доски установлены слева от фронтальной стены классных помещений

п.2.4.4 СП 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Помещения, предназначенные для организации учебного процесса, оборудуются классными досками.

При оборудовании учебных помещений интерактивной доской (интерактивной панелью) нужно учитывать ее размер и размещение, которые должны обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы.

Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены классного помещения.

Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта.

Измеренные параметры микроклимата  не соответствуют по показателю относительная влажность воздуха

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» п. 2.7.1

Здания оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях согласно законодательству о техническом регулировании в сфере безопасности зданий и сооружений.

В помещениях обеспечиваются параметры микроклимата, воздухообмена, определенные требованиями гигиенических нормативов.

Количество шкафов для хранения верхней одежды  не соответствует списочному количеству детей в группе

п.3.1.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Для хранения верхней одежды раздевальные групповых ячеек оборудуются шкафами для верхней одежды детей с индивидуальными ячейками, полками для головных уборов, крючками. Каждая индивидуальная ячейка маркируется. Количество индивидуальных ячеек должно соответствовать списочному количеству детей в группе.


Количество кроватей не соответствует общему количеству детей  


п.3.1.6 СП 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Расстановка кроватей должна обеспечивать свободный проход детей между ними. При использовании раскладных кроватей в каждом групповом помещении предусматривается место для их хранения, а также место для индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья. Количество кроватей должно соответствовать общему количеству детей, находящихся в группе.

Заболевший ОКИ находился в группе при наличии в ДОУ изолятора с двумя палатами

п.2.9.3. СП 2.4.3648-20

Лица с признаками инфекционных заболеваний в объекты не допускаются. При выявлении лиц с признаками инфекционных заболеваний во время их нахождения на объекте хозяйствующим субъектом должны быть приняты меры по ограничению или исключению их контакта с иными лицами посредством размещения в помещения для оказания медицинской помощи или иные помещения, кроме вспомогательных, <9> до приезда законных представителей (родителей или опекунов), до перевода в медицинскую организацию или до приезда скорой помощи.

Воспитатели находились в группах без санитарной одежды

п.3.1.9. СП 2.4.3648-20

Воспитатели и помощники воспитателя обеспечиваются санитарной одеждой из расчета не менее 2 комплектов на 1 человека. У помощника воспитателя дополнительно должны быть: фартук, колпак или косынка для надевания во время раздачи пищи, фартук для мытья посуды и отдельный халат для уборки помещений.

В туалетах для детей унитазы не обеспечены индивидуальными сиденьями для каждого ребенка

п.3.1.7. СП 2.4.3648-20

Туалеты дошкольной организации, организации, осуществляющей присмотр и уход за детьми, делятся на умывальную зону и зону санитарных узлов. В умывальной зоне размещаются детские умывальники и душевой поддон. В зоне санитарных узлов размещаются унитазы, которые обеспечиваются индивидуальными сидениями для каждого ребенка. В умывальные раковины для детей вода подается через смеситель.

Сверлильные, точильные станки в учебной мастерской не оборудованы предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

3.9.3 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления

Сверлильные, точильные и другие станки в учебных мастерских должны устанавливаться на фундаменте (кроме настольно-сверлильных и настольно-точильных) и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

Предприятия торговли

Покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, имеют дефекты и повреждения


п 2.7 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг".

Покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Уборочный инвентарь для уборки туалета не имеет иную маркировку, ведро для уборки туалета отсутствует


п. 2.11 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг".

Уборочный инвентарь, используемый для уборки помещений, маркируется в зависимости от назначения помещений и видов работ. Инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря.

По окончании уборки весь инвентарь промывается с использованием моющих средств, ополаскивается проточной водой и просушивается.

Инвентарь для туалетов после использования обрабатывается дезинфицирующими средствами.

Отсутствуют личные медицинские книжки с отметкой о допуске к работе на основании пройденного медицинского осмотра и отметкой о пройденном гигиеническом обучении и аттестации

п.1.5, п.1.6  СП 2.3.6.3668-20

п.1.5 Работники торговых объектов, имеющие непосредственный контакт с пищевой продукцией, должны иметь личную медицинскую книжку с отметками о пройденном медицинском осмотре и заключением врача о допуске к работе, сведениями о прививках, сведениями о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации <3>.

1.6. Работники торговых объектов, имеющие непосредственный контакт с пищевой продукцией, проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при приеме на работу и далее с периодичностью не реже чем 1 раз в 2 года.


Не соблюдаются требования при обращении с отходами производства и потребления в части сбора и накопления образующихся отходов,  торговая площадь не предусматривает возможности временного складирования и накопления отходов.

п.10.2, 10.3 СП 2.3.6.3668-20

Твердые коммунальные и иные отходы (далее - отходы) должны собираться в мусоросборники, установленные на площадках с твердым покрытием. Накопление и транспортирование отходов должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации. Допускается временное хранение бывших в употреблении упаковки и упаковочных материалов без органических остатков и загрязнений на поверхности упаковки и упаковочных материалов в специально отведенных местах (в отдельном помещении, зоне, секции, отделе), за исключением торгового зала, производственных, в том числе фасовочных помещений, коридоров. При накоплении отходов в мусоросборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить проведение промывки и дезинфекции мусоросборников, а также уборку, дезинсекцию и дератизацию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

На территории торговых объектов разрешается организация приема и хранения стеклотары от населения при выделении отдельных помещений для ее хранения либо установки специальных автоматов для приема стеклотары.

10.3. Пищевые отходы и санитарный брак должны собираться в выделенные емкости с крышками, имеющие соответствующую маркировку. Допускается временное хранение пищевых отходов в отдельно выделенной холодильной камере (при ее наличии) или ином выделенном холодильном оборудовании.

Холодильная камера (холодильное оборудование) и емкости после удаления пищевых отходов должны подвергаться мойке с применением моющих и дезинфицирующих средств. Должно быть выделено место для мытья тары, предназначенной для пищевых отходов.

Реализация позеленевших клубней картофеля

пп. «г» п.8.11 СП 2.3.6.3668-20

8.11. Не допускаются для реализации населению позеленевшие клубни картофеля;


Реализация табачной продукции в открытом виде, с демонстрацией табачных изделий

п. 4 ст.19 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

 Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции или никотинсодержащей продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.

5. Информация о табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянах, которые предлагаются для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.

Промышленные предприятия

При входе на территорию отсутствует знак о запрете курения, установленного образца

п.п.2 п.1, п. 5. ст.12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15 "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего дыма и последствий потребления табака

Программа производственного контроля разработана без учета характеристик производственных процессов и технологического оборудования, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье работника и среду его обитания

п. 2.2 СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»

Номенклатура, объем и периодичность мероприятий производственного контроля за условиями труда определяются в локальном акте хозяйствующего субъекта (далее - программа производственного контроля) с учетом характеристик производственных процессов и технологического оборудования, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье работника и среду его обитания.


Зафиксировано наличие факторов производственной среды, обладающих канцерогенными свойствами, мероприятия технологического, технического и организационного характера не предусмотрены.

п.п.  3.1, 4.33 СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда».

В случае если на рабочих местах по результатам проведения производственного контроля, специальной оценки условий труда, контрольно-надзорных мероприятий зафиксировано наличие факторов производственной среды и трудовых процессов, обладающих канцерогенными свойствами, указанных в приложении N 2 к Санитарным правилам, должны быть предусмотрены мероприятия в соответствии с пунктом 3.1. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника, включают в себя:

технологические и технические мероприятия;

организационные мероприятия;

организацию лечебно-профилактического питания;

применение средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ).

над сварочным столом установлена вентиляция, не исключающая прохождение сварочных аэрозолей через зону дыхания работающего

п.п. 4.20., 256. СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда"

Удаление воздуха из помещений системами вентиляции следует реализовывать способом, исключающим прохождение его через зону дыхания работающих на постоянных рабочих местах.

Для улавливания сварочного аэрозоля у места его образования на стационарных постах, следует предусматривать местные отсосы.


вход в производственное помещение не оборудован системами, ограничивающими попадание холодного воздуха извне

п. 5.6. СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда"

Для предупреждения попадания в производственные помещения холодного воздуха входы в здания должны быть оборудованы системами, ограничивающими попадание холодного воздуха извне.

не установлены умывальники с электрополотенцами или полотенцами разового пользования

п. 8.14. СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда"

Тамбуры санузлов оснащаются умывальниками с электрополотенцами или полотенцами разового пользования.

Отсутствуют помещения для сушки и обеспыливания спецодежды и обуви

п. 8.8. СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда"

Устройство помещений для сушки и обеспыливания спецодежды и обуви, их пропускная способность и применяемые способы сушки и обеспыливания должны обеспечивать полное просушивание и удаление пыли со спецодежды и обуви к началу следующей рабочей смены.

полы, стены в мужской душевой не имеют покрытия из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих, дезинфицирующих средств

п. 8.13. СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда"

Полы, стены и оборудование гардеробных, умывальных, душевых, туалетов, кабин для личной гигиены женщин, ручных и ножных ванн должны иметь покрытия из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих, дезинфицирующих средств.



Управление обращает внимание на ИЗМЕНЕНИЯ

 действующего законодательства


За период январь-март 2021 года в действующее законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей внесен ряд изменений.


При участии Роспотребнадзора разработаны меры поддержки граждан в условиях пандемии. В  перечне таких мер, в частности:

разрешена продажа лекарств через Интернет; Ограничения установлены только для психотропных, рецептурных препаратов, а также лекарств с высоким (свыше 25%) содержанием спирта. Административный штраф за онлайн-торговлю фальсифицированными лекарствами и биодобавками составил от 75 до 200 тыс. рублей для граждан, от 150 до 600 тыс. рублей - для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, от 2 до 6 млн рублей - для юрлиц.

введена административная ответственность за завышение цен на лекарства;

при отмене зрелищных мероприятий в связи с введением режима повышенной готовности потребителям гарантировано оказание оплаченной или сопоставимой услуги без доплат;

туристы получили гарантии получения оплаченной услуги без осуществления дополнительных доплат;

с апреля и до конца 2020 года был установлен мораторий на начисление и взимание пеней и штрафов в случае просрочки гражданами платежей по коммунальным услугам;

граждане могли на полгода получить отсрочку по кредитам и займам, в том числе потребительским кредитам или ипотеке.

При разработке и принятии нормативных правовых актов, связанных с реализацией "регуляторной гильотины" Роспотребнадзору удалось сохранить и даже усилить все ключевые нормы, обеспечивающие права потребителей, в сфере торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг:

- для пожилых людей, которые не пользуются интернетом, сохранена возможность оставить отзыв/жалобу в книге отзывов;

- навязывание чаевых запрещено, все расходы на обслуживание должны быть включены в себестоимость блюд;

- обслуживание гарантировано в рамках всего режима работы общепита;

- предусмотрена обязанность продавца в предоставлении ответа на претензию потребителя;

- официально закреплено право потребителей фотографировать в магазинах;

- закреплена обязанность продавца оплачивать доставку от потребителя неисправного товара;

- при доставке заказов по адресу проживания интернет-магазин теперь имеет право выдать заказ любому лицу, которое назовёт номер заказа или иным образом сможет подтвердить факт заключения договора купли-продажи.


Роспотребнадзор осуществляет информирование потребителей по самым актуальным вопросам на официальном сайте и на государственном информационном ресурсе.


С 2021 года объединены требования ко всем типам организаций обучения, воспитания, отдыха детей и молодежи с учетом специфики и особенностей каждой организации

СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Документ объединяет требования 34 нормативных документов, действовавших ранее.

Санитарные правила не содержат рекомендательных норм, все нормы носят обязательный характер. По отдельным нормам указаны допуски, определяющие возможность вариативного и наиболее оптимального функционирования организаций без рисков для здоровья детей и молодежи.

Впервые установлены требования: к детским игровым комнатам; организациям высшего и среднего профессионального образования; организациям, предоставляющим услуги временного проживания детей; проведению массовых мероприятий с участием детей.

Санитарные правила не распространяются на проведение экскурсионных мероприятий и организованных походов.

Без изменений осталось требование к обязательному наличию санитарно-эпидемиологического заключения у организаций, осуществляющих образовательную деятельность, подлежащую лицензированию, а также деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления.

При нахождении детей и молодежи на объектах более 4 часов предусмотрена обязательность организации горячего питания.


Вступили в силу новые, объединенные требования к деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих оказание услуг - "СП 2.1.3678-20. "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг".


Цель новых правил - объединение требований к деятельности хозяйствующих субъектов, оказывающих гостиничные, медицинские, бытовые, социальные услуги, услуги в области спорта, организации досуга, развлечений, продажи товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд с учетом специфики деятельности каждого субъекта потребительского рынка (вместо положений 21 нормативного документа, действовавших ранее).

Документ содержит 430 ключевых требований к обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности выполнения работ или оказания услуг вместо 1998 обязательных требований и нормативов существовавших ранее. Он разработан в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины", введен в действие с 01.01.2021 на срок до 01.01.2027.

Санитарные правила не содержат рекомендательных норм, все нормативы носят обязательный характер; базируются на результатах научных гигиенических исследований физических, химических и биологических факторов среды обитания человека; исключают дублирующие требования нормативных документов других контрольно-надзорных ведомств и инстанций.

Впервые установлены требования к услугам аптечных организаций и гостиничным услугам, санитарно-эпидемиологические требования к которым до настоящего времени не были отражены в отдельных нормативно-правовых актах санитарного законодательства.

Санитарные правила гармонизировали обязательные требования, в том числе к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, используемым хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги; объемно-планировочным решениям зданий и сооружений, а также оборудованию хозяйствующих субъектов, осуществляющих оказание услуг, в том числе к деятельности организаций социального обслуживания; микроклимату, водоснабжению, канализованию и др.


Срок действия санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза" продлен до 01.03.2021.


Сообщается, что в настоящее время в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467 срок действия санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза" продлен до 01.03.2021.

Таким образом, данные санитарно-эпидемиологические правила, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 N 60 сохраняют свою юридическую силу и действуют на территории РФ до указанной даты.


К обращению с медицинскими отходами класса А применяются требования санитарных правил, предъявляемые к обращению с твердыми коммунальными отходами


Санитарные правила N 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", которые вступают в силу с 1 марта 2021 года, устанавливают требования к сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации медицинских отходов.

Все указанные процедуры с медицинскими отходами должны осуществляться с соблюдением требований Санитарных правил в зависимости от степени эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности медицинских отходов, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека.

К медицинским отходам класса А относятся отходы, не имеющие контакт с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к твердым коммунальным отходам), в том числе: использованные средства личной гигиены и предметы ухода однократного применения больных неинфекционными заболеваниями; канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства; сметы от уборки территории; пищевые отходы центральных пищеблоков, столовых для работников медицинских организаций, а также структурных подразделений организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, кроме подразделений инфекционного, в том числе фтизиатрического профиля;

Таким образом, к обращению с медицинскими отходами класса А применяются требования Санитарных правил, предъявляемые к обращению с твердыми коммунальными отходами.


При приобретении конструктивно сложного товара необходимо понимать и осознавать особый механизм его возврата и обмена.


В соответствии с новыми правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463) технически сложные товары бытового назначения надлежащего качества (без недостатков), на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года, не подлежат обмену в порядке и по основаниям, установленным статьей 25 Закона о защите прав потребителей.

Однако при приобретении таких товаров дистанционным способом действуют иные правила, поскольку приобретение товара в интернет-магазине не похоже на покупку в "обычном" магазине тем, что на стадии выбора товара и во время оформления сделки ознакомиться с ним возможно только по описанию, поэтому установлены дополнительные гарантии для защиты прав потребителя от недобросовестных действий хозяйствующего субъекта.

В связи с этим, при приобретении технически сложного товара бытового назначения дистанционным способом его возврат (применительно к товару надлежащего качества) возможен в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней, в случае, если сохранены его потребительские свойства и товарный вид, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.


Установлен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Роспотребнадзором в рамках предоставления лицензий и иных разрешений

В перечень включены:

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок".

Также приведены, в числе прочего, гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД.


Признаны не действующими на территории РФ 157 документов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, изданных центральными органами государственного управления СССР и РСФСР


Среди них, в том числе:

Инструкция по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий, утвержденная заместителем Главного санитарного врача СССР 31 декабря 1966 г. N 658-66;

Методическое письмо Минздрава СССР от 22.08.1968 N 125-9/873-3 "О санитарном надзоре за режимом учебных занятий в общеобразовательных школах";

Приказ Министерства здравоохранения СССР от 24 декабря 1990 г. N 448 "О разрешении к применению новых дезинфекционных средств".


С 1 сентября 2021 г. вводятся в действие обобщенные санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней"


Указанные санитарные правила устанавливают обязательные требования:

к комплексу мероприятий, направленных на обеспечение раннего выявления, предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения РФ;

к мероприятиям, направленным на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с микроорганизмами, вирусами, ядами биологического происхождения (токсинами) и иными биологическими агентами, в том числе созданными в результате генетических манипуляций, способных вызывать патологический процесс в организме человека или животного;

к порядку учета, хранения, передачи и транспортирования биологических материалов, в которых могут содержаться патогены.

Санитарные правила распространяются, в частности, на проведение диагностических исследований объектов биотической и абиотической природы, экспериментальные работы, работы по производству иммунобиологических препаратов, обеззараживание материала, оказание специализированной медицинской помощи, работы, связанные с забором биологического материала.

Приводится перечень постановлений Главного государственного санитарного врача РФ, утрачивающих силу с 1 сентября 2021 г.

Санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 действуют до 1 сентября 2027 г.


Утвержден перечень из 74 нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Роспотребнадзором в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, привлечения к административной ответственности


В перечне приведены, в числе прочего, гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, категории лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД, реквизиты структурных единиц нормативных правовых актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.


Утвержден перечень из 232 нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Роспотребнадзором в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, привлечения к административной ответственности


В перечне также приведены, в числе прочего, гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД, реквизиты структурных единиц нормативных правовых актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.

 

Определены мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей на 2021 г.


Утвержденная Программа направлена на достижение следующих целей:

предупреждение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных законодательством РФ в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;

устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

повышение информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обязательных требованиях и способах их соблюдения.

В приложении к Программе приведен План мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований. В нем представлены следующие мероприятия, в том числе: информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований; обобщение практики осуществления в установленной сфере деятельности государственного контроля (надзора); выдача предостережения; разъяснительная работа относительно процедур контроля (надзора) и др.



Роспотребнадзор информирует о новациях в сфере розничной купли-продажи, действующих с 2021 года


С 1 января 2021 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).

В этой связи ряд ранее действующих правил, регулирующих стационарную розничную торговлю, продажи товаров по образцам и дистанционным способом, комиссионную торговлю, больше не применяется.

В обновленном документе были сохранены ранее действующие нормы, закрепляющие ключевые права потребителей и обязанности продавцов относительно доведения информации о товаре, выдачи (направления в электронном виде) кассового или товарного чека, контрольного взвешивания или измерения товаров, отпускаемых за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др.), размещение текста Правил в наглядной и доступной форме по месту обслуживания потребителей.

При этом новые Правила содержат и ряд новелл.

В частности:

- закреплена прямая обязанность продавца в случае поступления претензии потребителя направить ему ответ в отношении заявленных требований;

- непосредственно на торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара, если такие действия не нарушают требования законодательства Российской Федерации и международных договоров РФ. Таким образом любой потребитель вправе зафиксировать, например, при помощи камеры мобильного телефона те нарушения, с которыми столкнулся в торговой точке;

- при покупке товаров в интернет-магазинах теперь предусмотрено новое правило, согласно которому продавец предоставляет потребителю подтверждение заключения договора розничной купли-продажи после получения сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи. Такое подтверждение должно содержать номер заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях;

- при доставке товара, приобретенного дистанционно, он передается потребителю по указанному им адресу, а при отсутствии потребителя - любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа. Таким образом, родственникам или совместно проживающим с потребителем лицам не требуется предъявление доверенности, паспорта или иных документов. Однако договором могут быть предусмотрены более строгие правила (например, при доставке дорогостоящих товаров);

- возврат некачественного товара всегда производится за счет продавца.

Ряд новелл касается продажи товаров с использованием автоматов. В частности, продавец при их использовании обязан довести до сведения потребителя следующую информацию:

наименование (фирменное наименование) продавца, его основной государственный регистрационный номер, его место нахождения и адрес, режим работы, его номер телефона и адрес электронной почты;

правила пользования автоматом для заключения договора розничной купли-продажи;

порядок возврата суммы, уплаченной за товар, если товар не предоставлен потребителю.

Правила содержат отдельные нормы, регулирующие особенности продажи продовольственных товаров, технически сложных товаров бытового назначения, автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, животных, растений и ряда иных видов товаров.

В случае приобретения технически сложных товаров бытового назначения, текстильных, трикотажных, швейных, меховых товаров и обуви, животных, растений или мебели, если кассовый чек, электронный или иной документ, подтверждающий оплату таких товаров, не содержит наименование товара, артикул и (или) модель, сорт (при наличии), необходимо требовать оформления товарного чека, в котором будет конкретизирована указанная информация.

Всем автовладельцам, желающим уточнить происхождение и производителя топлива на АЗС, теперь можно ссылаться на пункт 71 новых Правил. В соответствии с ним при реализации автомобильного топлива продавец обязан по требованию потребителя представить заверенную собственником автозаправочной станции или лицом, эксплуатирующим автозаправочную станцию, копию документа о качестве (паспорт), в том числе с указанием наименования изготовителя, наименования нефтебазы и фактического адреса, с которой произведена отгрузка топлива непосредственно на автозаправочную станцию, где осуществляется реализация топлива по документу о качестве (паспорту), а также размера паспортизированной партии топлива и даты отгрузки.



Обновлен порядок лицензирования деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах


Заявителями на предоставление государственной услуги являются:

юрлица или ИП, имеющие намерение осуществлять или осуществляющие деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах;

юрлица, ИП и физические лица, обратившиеся за предоставлением сведений о конкретной лицензии.

Государственная услуга предоставляется Роспотребнадзором (его территориальными органами).

Срок принятия решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии не может превышать 45 рабочих дней со дня приема лицензирующим органом надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов.

За предоставление (переоформление) лицензии уплачивается госпошлина в порядке и размерах, установленных статьей 333.18 и подпунктом 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ, до подачи соответствующих заявлений и (или) документов.


В Российской Федерации продолжается поэтапное внедрение маркировки продукции средствами идентификации.

Система маркировки и прослеживаемости продукции - это единый информационный ресурс, обеспечивающий прослеживаемость продукции на всех этапах (от производителя до конечного покупателя) и ее законного оборота в целях защиты жизни и здоровья граждан Российской Федерации.

Гарантировать потребителям подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции, борьба с контрафактной продукцией - задачи системы Честный ЗНАК.

Честный ЗНАК - Национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Центра развития перспективных технологий, созданного для реализации глобальных проектов в цифровой экономике

Размещение Data Matrix кода на упаковке товара позволяет эффективно бороться с контрафактом и контрабандой, защищает легальный бизнес и потребителей. За счет фиксации движения на каждом этапе в системе Честный ЗНАК исключается появление двойников товара и возможность повторного вывода на рынок товаров, в том числе с истекшим сроком годности.

         Напоминаем, что:

С 1 июля 2020 продажа табачной продукции без маркировки запрещена. До 1 июля 2021 года допускается оборот немаркированной  табачной продукции согласно перечню, если она введена в оборот до 1 июля 2020 года.

Запрет на продажу обуви без маркировки вступил  в силу 1 июля 2020 года.

С 1 июля 2020 года запрещена продажа лекарств без маркировки.

С 1 октября 2020 введена маркировка только на фотокамерах зеркальных и с моментальным получением готового снимка. Переходный период установлен до 1 апреля 2021 года, до этой даты разрешено ввозить в Россию и реализовывать ввезенные комплекты и наборы товаров, в которые входят фототовары, без их маркировки и внесения сведения о таких комплектах и наборах в систему «Честный знак».

С 1 октября 2020 началась обязательная маркировка парфюмерной продукции, производимой и ввозимой на территорию РФ.

С 15 декабря 2020 года запрещается продажа немаркированных шин. Маркировка наносится непосредственно на саму шину.

С 1 января 2021 в этой категории, которая включает в себя огромный перечень товаров из текстиля, запрещается продажа без кода маркировки на бирке. Любой код Data Matrix должен быть не только нанесен на товар, но и быть читаемым в приложении Честный ЗНАК, ведь именно так вы сможете убедиться, что товар сделан из того самого материала, который обещает вам продавец.

С 1 января 2021 вводится обязательная маркировка молочной продукции, установлен порядок и этапность введения обязательной маркировки. Так, с 1 июня 2021 вводится обязательная маркировка для мороженного и сыра, с 1 сентября 2021 для молочной продукции со сроком хранения более 40 суток, с 1 декабря 2021 - для молочной продукции со сроком хранения менее 40 суток.  






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Организация деятельности